Бельгийский прецедент: Брюссель украл у России деньги, чтобы Украина могла у него оружие купить
Бельгия решила помочь Украине за счет России. Как заявил премьер-министр Бельгии Александер Де Кроо после встречи с украинским президентом Владимиром Зеленским в Брюсселе, в Киев поступят 1,7 млрд евро (1,8 млрд долларов), полученных в виде налогов на доходы от замороженных российских активов.
«В прошлом году нам было совершенно ясно, что налогообложение доходов от этих активов должно на 100% идти украинскому населению», — заявил Де Кроо.
Средства направят на покупку военной техники и гуманитарную помощь.
Всего же Бельгия планирует собрать 2,3 миллиарда евро (2,4 миллиарда долларов) налогов на российские активы и использовать их для помощи Украине, в том числе на ее восстановление.
Запад давно обсуждает возможность использования процентов, полученных с более чем 300 миллиардов евро обездвиженных российских государственных средств, для финансирования Украины. Более 200 миллиардов из этой суммы хранятся в Европе, при этом около 125 миллиардов находятся под управлением бельгийской финансовой группы Euroclear (в нее входят одноименные депозитарий и банк). В июле Euroclear сообщила, что из 2,28 млрд евро, заработанных в первом полугодии 2023 года, 1,74 млрд евро пришлось на доходы от замороженных активов россиян.
В сентябре представители Еврокомиссии начали встречаться со странами Евросоюза, чтобы обсудить введение налога на непредвиденную прибыль от замороженных активов Банка России. ЕК собирается предложить план, который позволит законно переводить доходы от заблокированных активов ЦБ в бюджеты стран ЕС.
«План предусматривает три шага: уточнение объема обязанностей по финансовым обязательствам; введение требований к центральным депозитариям ценных бумаг о разделении остатков денежных средств на российских счетах; перечисление доходов в бюджет ЕС», — цитирует РБК информацию Bloomberg.
Вопрос с поставками и обслуживанием истребителей F-16 бельгийское правительство планирует решать позднее.
«С 2025 года Бельгия будет в состоянии поставить истребители F-16 напрямую Украине. Но это будет зависеть от решения правительства, которое будет действовать в то время», — сообщил де Кроо 11 октября на совместной пресс-конференции с Владимиром Зеленским.
Сам украинский лидер в телеграм-канале написал, что обсудил с бельгийским премьером во время визита в Брюссель, «как именно можно использовать уже сейчас, не теряя времени, для компенсации ущерба». Он также поблагодарил Бельгию, ставшую первой страной, которая ввела практику использования замороженных российских активов.
Профессор кафедры международного права МГИМО, д.юр.н. Дмитрий Лабин отмечает, что вопрос о передаче самих незаконно замороженных активов не идет.
— Они остерегаются это делать. Это будет грубое нарушение норм международного права по защите собственности, предусматривающего ответственность. Такая дискуссия тоже ведется, и даже ведутся доктринальные обоснования такой возможности, но пока остерегаются, потому что это будет рассматриваться как воровство.
То, о чем идет речь, насколько понимаю, это поступления в бюджет. Замороженные активы не означает лишение прав собственности. Собственником остается владелец имущества, хотя у него есть ограничения по его использованию. Но в силу собственности, если законом установлены налоговые платежи, то они собираются в бюджет, а дальше, как государство распоряжается средствами своего бюджета — это внутреннее дело государства.
Конечно, мы рассматриваем это как недружественный шаг, который нарушает принципы сотрудничества между государствами, создает очень опасный прецедент для международного общения. Они должны понимать, что если такой прецедент будет создан, то возможно и против имущества, например, бельгийских граждан в Африке за все содеянное в этих бывших колониях может произойти тоже самое.
На наш взгляд, создавать такие опасные прецеденты контрпродуктивно в современных условиях. Экспертное сообщество за этим следит, обсуждает, будем противодействовать.
«СП»: Но ведь, насколько я понимаю, доходы с активов, даже замороженных, тоже принадлежат владельцу, и он имеет право потребовать их. Так как они собираются их возвращать?
— Это важный вопрос. Но пока у меня вторичная информация. Я слышал две версии — либо доходы, либо средства в виде уплаченных налогов с доходов этих средств. Это разная правовая природа.
Что касается доходов и самой заморозки, то, безусловно, это все будет предметом дальнейших арбитражных разбирательств. Правовые основания для этого имеются, все прекрасно об этом знают, в том числе и бельгийская сторона. И с Бельгией, и со многими другими европейскими государствами, которые себя так недружественно ведут себя по отношению к имуществу наших граждан, заключены и продолжают действовать двусторонние соглашения о защите и поощрении иностранных капиталовложений.
Они предусматривают, во-первых, гарантии безопасности имущества, инвестиций на территории договаривающихся государств. Российская сторона, отметим, в лице правительства и других органов власти поступают достаточно корректно — никакое имущество не национализируется, не отбирается. То, что инвесторы уходят сами, это их личный выбор.
Имущество российских лиц, которое находится в заморозке — это абсолютный повод для дальнейших разбирательств и взыскания всех убытков, которые это приносит. Уверен, такие разбирательства будут. К этому надо готовится, это не должно оставаться безнаказанно.
«СП»: Но Бельгия все-таки создала прецедент. Последуют ли этому другие страны, и кто в первую очередь?
— Сейчас и идет широкая дискуссия именно о современных трактовках международного права. Было замечено, что западный подход выстраивается в тенденцию — создание прецедента, то есть кто-то что-то делает, потом это запускается в общественное пространство, начинается дискуссия с тем, чтобы манипулировать общественный сознанием, а потом вроде как становится очевидно, что так и можно делать.
То есть это проявление реальности, той концепции порядка, который основан на правилах. Правил никто не знает и таким образом пытаются легитимизировать незаконность, и на основе такого рода прецедентов создать видимость правил.
Это опасная тенденция. Мы ее наблюдаем.
«СП»: Еврокомиссия сейчас и пытается найти юридические обоснования для передачи российских активов Украине. Я правильно понимаю, они планируют специально под Россию делать какие-то законы? Тогда о каком праве вообще речь?
— Да, и не только сейчас. Это делается планомерно и давно. Зачастую отрабатываются такие технологии по легитимизации неправомерных действий и на развивающихся странах, а потом применяют уже и в контексте, например, России.
Не секрет, что Иран испытывает санкционную ситуацию не один десяток лет. Многие механизмы по легитимизации неправовых действий уже отрабатывались.
«СП»: Наш ответ?
— Мы должны, скажем так, мобилизовать всю нашу доктринальную мощь и, не стесняясь в общественном пространстве, прежде всего, в западном, свои аргументы представлять. Политологи давно заявляют, что юристы-международники должны тоже более активно действовать в доктринальном поле. Это важно.
Кажется, ну что они там обсуждают, но под подтверждение действий на Западе предпочитают подтягивать доктрину, чтобы найти зыбкие, но аргументы, а потом уже легитимизировать, оправдывать те или иные действия.
Источник