Как конфликт на Украине повлиял на безопасность в Арктике
С 28 по 31 октября в Рейкьявике проходит сессия Северного совета, посвященная украинскому конфликту и проблеме безопасности в Арктике. В его работе участвуют представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, а также трех автономных территорий — Фарерских и Аланских островов и Гренландии.
28 октября президент Украины Владимир Зеленский присоединился к работе совета, чтобы обсудить перспективы представленного им «плана победы». А 29 октября лидеры пяти стран — участниц формата провели встречу, посвященную связанным с украинским конфликтом угрозам. Согласно анонсу, последние два года президиум Северного совета сфокусировался на вопросах безопасности и обороны. Премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре заявил на итоговой пресс-конференции, что Европа сейчас живет в «условиях угрозы» из-за конфликта на Украине и гибридных атак в регионе и потому северным странам необходимо углубить военное и гражданское сотрудничество.
Как Северная Европа смотрит на конфликт на Украине
Заседание 28 октября прошло в формате Северный совет — Украина. По итогам переговоров с Зеленским премьер-министры Исландии, Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции выступили с совместным заявлением о продолжении поддержки Киева. В частности, они одобрили представленный украинским лидером «план победы», включая положения, которые предполагают приглашение Украины в НАТО и вступление в ЕС.
«Мы будем работать над тем, чтобы способствовать реализации плана. Мы также будем работать над укреплением позиции Украины в преддверии второго Саммита мира в направлении справедливого и прочного мира на основе международного права, включая Устав ООН, который уважает суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины», — отмечается в заявлении. Кроме того, пять стран выразили готовность укреплять сотрудничество с оборонным сектором республики.
Президент Северного совета Бриндис Харальдсдоттир, приветствуя Зеленского в Рейкьявике, была в вышиванке. «Вы не только защищаетесь от жестокого российского вторжения, вы защищаете наши общие европейские ценности, наши скандинавские ценности. <…> Позвольте мне заверить вас, что мы все солидарны с Украиной и что ваша борьба — это наша борьба», — сказала она.
Зеленский в ответ заявил, что без помощи северных стран Украине бы не удалось выстоять. «Мы действительно чувствуем вашу поддержку и всегда будем помнить искреннюю приверженность стран Северной Европы, помогающих нам защищать нашу страну, наш народ, нашу свободу», — отметил украинский лидер.
Представляя «план победы» в Рейкьявике, Зеленский не только поблагодарил североевропейских союзников за поддержку, но и призвал «поработать с партнерами по всей Европе, особенно в Берлине, чтобы достичь геополитической ясности».
До сегодняшнего момента ключевые страны НАТО, включая США и Германию, не высказывались ясно относительно перспективы членства Украины в блоке. Politico со ссылкой на источники и вовсе называет Берлин и Вашингтон «противниками немедленного вступления Украины» в оборонный альянс. В то же время, по информации издания, большинство его участников только абстрактно поддерживают идею присоединения, но не выступают за немедленное приглашение, на чем настаивает Зеленский.
Северные страны не передавали Украине дальнобойное оружие, но выступают за то, чтобы наносить им удары вглубь России. Когда Франция, США и Великобритания в мае обсуждали частичное ослабление соответствующих ограничений, министр обороны Швеции Пол Йонсон заявил, что Киев имеет право «защищать себя путем ведения боевых действий, направленных против территории противника». Подобную позицию занимают также Финляндия и Дания.
Как изменилась ситуация в Арктике в последние два года
Российская военная операция на Украине запустила глобальную перегрузку отношений Северной Европы с Москвой. Прежде всего это выразилось в ограничении работы Арктического совета, в который кроме европейских северных стран входят Россия и США. В марте 2022 года все западные государства — участники организации объявили об отказе от участия в мероприятиях объединения под председательством Москвы в знак протеста против военных действий на Украине. Летом того же года Арктический совет объявил, что возобновит ограниченную работу над проектами, не предполагающими участия России.
В западной экспертной среде признавали, что без Москвы в существовании такой организации мало пользы. В частности, Совет по международным отношениям (CFR) отмечал, что Арктический совет никогда не занимался вопросами безопасности, однако сотрудничество в его рамках по экологическим и научным вопросам способствовало подписанию таких соглашений, как договор о делимитации Баренцева моря, заключенный между Россией и Норвегией в 2010-м.
В начале октября глава МИД Канады Мелани Джоли заявила, что Оттава работает со странами Северной Европы над созданием новой коалиции по безопасности в Арктике без участия России. «Долгое время в Канаде думали, что защищены своим географическим положением. Но теперь нам нужно считаться с тем, что мы страна, которая сталкивается с Россией, и из-за изменения климата все больше стран проявляют интерес к Арктике, включая Китай», — отметила Джоли.
Аналитик Института международных исследований МГИМО, специалист по странам Северной Европы и Арктике Никита Липунов заявил РБК, что «арктическое эхо» украинского кризиса проявилось не только в приостановке регионального сотрудничества, но и в наращивании всеми региональными державами своего присутствия в Арктике. «Оно началось еще до 2022 года, затем продолжилось, а где-то даже ускорилось. Западные арктические державы продолжают углублять оборонное сотрудничество в регионе и наращивать арктический потенциал, «догоняя» Россию. Они повышают оборонные расходы и военно-учебную активность на Севере, подкрепляя это обновленными оценками рисков и доктринами», — отметил эксперт. Ощутимое влияние на военно-политическую динамику в Арктике оказало и северо-восточное расширение НАТО, в результате которого регион окончательно превратился в северный фронтир альянса.
В конце августа 2022-го генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг во время своего визита в Канаду заявил, что интересам альянса не отвечает сотрудничество России и Китая в Арктике и поэтому необходимо наращивать присутствие там. В июне 2024-го Пентагон опубликовал обновленную стратегию присутствия американских войск за полярным кругом, также отметив «повышение геополитической напряженности» в регионе из-за конфликта на Украине, расширение НАТО и укрепление сотрудничества между Китаем и Россией в Арктике.
По мнению Липунова, в обозримом будущем тенденция к «милитаризации» региона будет сохраняться, пока идет активная фаза конфронтации Запада и России. «Тем не менее конфликтный потенциал самой Арктики пока низок, поскольку в регионе нет споров, требующих решения военным путем. Рост военно-политической напряженности там вызван внешними, глобальными факторами и не связан с региональной повесткой дня. В таких условиях сохраняется риск непреднамеренной эскалации из-за военных инцидентов, однако пока обстановка там остается относительно стабильной и контролируемой», — заключил эксперт.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Источник