Многоликое логово бандподполья: Стамбул облюбовали не только туристы, но террористы всех мастей
Обвиняемый по делу о попытке теракта в православном храме в Адыгее собирался скрыться в Стамбуле, для чего купил электронный билет на самолет, говорится в материалах дела, опубликованных в телеграм-канале Объединенной пресс-службы судов республики.
Ранее Майкопский городской суд арестовал 18-летнего гражданина России и Таджикистана И. на два месяца — до 10 сентября включительно. Ему инкриминируют ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 УК (покушение на совершение террористического акта группой лиц по предварительному сговору). Сообщается, что арестованный планировал поджечь Михайло-Архангельский храм в Майкопе, а также убить его священнослужителей и охранников.
По данным следствия, обвиняемый является сторонником ИГИЛ*.
Безусловно, хорошо сработали наши спецслужбы. Но если бы он сумел совершить задуманное и сбежать, выдала бы его Турция, которая давно превратилась в «малину» для террористов? Напомним, что обвиняемые в совершении теракта в «Крокусе» также приехали в Москву из Турции, где они готовили свое злодеяние…
— То, что Турция является удобным хабом для исламистов всех мастей — давно не секрет, со времён чеченских войн, — отмечает политолог Андрей Милюк.
— Понятно, куда хотел направиться неудавшийся террорист — куда-то в сторону Идлиба, где собрано примерно такое же отребье, что и под флагами ИГИЛ*.
Российские власти не могут повлиять на Турцию в этом вопросе. Хоть экономика у турков на последнем издыхании, турки во многом зависят от торговли с нами и от миллионной армии российских туристов. Поразительная беспомощность отечественной дипломатии!
Заметьте, гражданин Таджикистана даже и не думал скрываться в родной стране. Всё потому, что таджики выиграли кровавую Гражданскую войну у своих местных исламистов, и теперь нетерпимы к религиозным радикалам. Поэтому те едут в Россию, где надзор за ними куда менее пристальный. У нас же радикализируются и умеренные мусульмане, попав под влияние проповедников джихада.
Там, где в России всё ещё существует пространство для дискуссий — например, не оскорбит ли кого запрет на ношение никаба — в странах Средней Азии давно сделали однозначные выводы. Поэтому вы не слышите новостей о терактах в Киргизии, Узбекистане или Таджикистане. Возможно, стоит сделать выводы из опыта соседей?
— При выборе страны, куда преступник собирается уехать после совершения им злодеяния, есть два определяющих фактора, — поясняет историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Первый — количество рейсов: надо уехать максимально быстро. Второй — либеральный режим пересечения границы: никто не станет выбирать государство с жёстким визовым режимом и проверками пери въезде.
«СП»: Почему именно Турция?
— Турция — достаточно популярное туристическое и транзитное направление для жителей постсоветских стран, туда существует множество рейсов из самых разных аэропортов, а турецкие пограничники придирчивостью не страдают. Плюс турецкое общество по сравнению с другими странами Востока является достаточно открытым к приезжим, и, в отличие от того же Ирана, где о прибывшем даже из другого города через час будет знать весь квартал, не так интересуется ими.
После введения санкций против России Турция, наряду с королевствами Персидского залива, осталась в числе важнейших транзитных хабов, связывающих нашу страну с зарубежьем. Да и расценки на билеты таковы, что даже между постсоветскими странами часто бывает выгоднее летать с пересадкой в Турции, чем напрямую.
— Нам всегда надо помнить о том, что Эрдоган, играя свою много векторную политическую игру, закрывает глаза на наличие в Турции исламских фундаменталистов, — говорит доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов.
— Проще говоря, на территории этой страны есть где спрятаться террористу.
«СП»: Вот и фигуранты теракта в «Крокусе» прилетели из Турции. Турция становится каким-то международным террористическим хабом, откуда террористы прибывают в Россию, и куда пытаются скрыться.
— Да, так и есть. В мире, где стремительно меняются лидеры принятия решений, возникновение подобных хабов неизбежно.
Турция, в силу своей географии, уникальный «перекресток миров», поддерживаемый ещё и хитростью руководства страны. И нам никогда не стоит забывать об этом, выстраивая с турками международную коммуникацию.
«СП»: Интересно, а если бы этому И. удалось вылететь в Стамбул, турки выдали бы его России? Или спрятали бы, как когда-то Бразинскасов или убийц нашего летчика в 2015-м?
— Хороший вопрос. Думаю, тут для турков была бы важна цена вопроса. Россия в 2015 году и Россия сейчас — это две разные страны по уровню влияния в мире.
Не думаю, что туркам, при условии предоставления нами доказательств, нужно было бы с нами ссориться. Да и не стоит забывать про фактор зерновой сделки — турки, грубо говоря, не могу не пойти нынче нам на встречу.
«СП»: Турецкие власти не тяготятся репутацией страны, где террористы чувствуют себя вольготно? Или они их террористами не считают? Да, еще у ИГИЛ можно покупать ворованную в Сирии нефть. А террористы для них — исключительно курды.
— У них такая, сложившаяся столетиями, политическая традиция — сидеть не то, что на двух стульях, а то и на пяти разом. Поэтому они всегда за дружбу, но при этом и пакостить не забывают, делая невинное лицо. Есть прекрасная книга. Называется «История России». Там про эту особенность турков очень много сказано. Нам не впервой удивляться их традиции. Для нас главное не начать испытывать иллюзий.
«СП»: Не пора ли Москве всерьез поговорить об этом с Эрдоганом?
— Думаю, отказ Путина лететь в Турцию по приглашению Эрдогана и отсутствие ярких дипломатических встреч с ним же уже говорит о многом. У нас с Турцией отношения не друзей, а деловых партнёров, не испытывающих никаких иллюзий по отношению друг к другу. И у нас есть возможность говорить серьезно с ними с точки зрения реального экономического давления. Думаю, пора.
«СП»: Куда еще, по-вашему, могут бежать террористы? Может, стоит более тщательно фильтровать пребывающих и улетающих в эти страны?
— Группа балканских стран, за исключением Сербии, ряд африканских стран и Европа — вот плацдармы для беглых террористов, работающих против России. Конечно же Украина, но туда бежать не так легко. В целом, конечно, контроль нужно усиливать.
* Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Источник