Почему военные свергли находившегося у власти 14 лет президента Габона

11:00 02.09.2023
0 79
Почему военные свергли находившегося у власти 14 лет президента Габона
Всего через через месяц после переворота в Нигере произошел мятеж в Габоне. Но общего у них мало, говорят эксперты: главное, что их объединяет, — это кризис легитимности государственной власти Обстановка в Порт-Жантиле, Габон (Фото: Reuters)

Как прошел переворот

30 августа 2023 года в Габоне произошел государственный переворот. Это случилось сразу после объявления итогов президентских выборов, которые прошли в республике 26 августа (вместе с ними состоялись парламентские и местные выборы). На них с результатом в 64,26% был переизбран Али Бонго Ондимба, который в 2009 году стал преемником своего отца Омара Бонго, правившего страной на протяжении 42 лет.

В пять утра по местному времени (в девять по Москве) в эфире национального телевидения Gabon 24 выступил представитель группы 12 офицеров, которая назвала себя «Комитетом по переходу и восстановлению государственных институтов» (Comité pour la transition et la restauration des institutions — CTRI). От лица выходцев из полиции, Республиканской гвардии, регулярной армии и военно-воздушных сил говорил полковник Ульрих Манфумби. Он сообщил, что результаты выборов аннулированы, границы страны закрыты, а все государственные институты распущены.

«Сегодня страна переживает серьезный институциональный, политический, экономический и социальный кризис», — говорится в заявлении. Выборы, как утверждают путчисты, «не отвечали условиям прозрачного, заслуживающего доверия и инклюзивного голосования, на которое так надеялся народ Габона». «К этому добавляется безответственное и непредсказуемое управление, которое приводит к продолжающемуся ухудшению социальной сплоченности и риску привести страну к хаосу», а потому CTRI «от лица народа Габона решил защитить мир, положив конец нынешнему режиму» (цитаты по AFP).

Через несколько часов стало известно, что 64-летний Бонго в окружении семьи и врачей помещен под домашний арест. Военные также сообщили, что арестованы еще нескольких человек: один из сыновей президента, Нуреддин Бонго Валентин, глава президентской администрации Ян Гислен и его заместитель Мохамед Али Салью, советник главы государства Абдул Хоссейни, пресс-секретарь президента Джесси Элла Экога, а также двое высокопоставленных представителей правящей Демократической партии Габона. Их обвиняют в «предательстве национальных институтов», хищении казенных средств, финансовых махинациях международного масштаба и коррупции.

По сообщениям международных информационных агентств, после путча жители Либревиля на улицах приветствовали смену режима; пели вместе с солдатами национальный гимн и благодарили военных.

Почему военные пошли на захват власти

В экспертном сообществе переворот в Габоне не ожидали, говорит африканист, автор Telegram-канала Zangaro Today Алексей Целунов; хотя предпосылки для захвата власти военными были — из-за неидеально прошедших выборов на страну надвигался политический кризис. Главный соперник Ондимбы кандидат оппозиционной коалиции «Перемены-2023» Альбер Ондо Осса набрал 30,7% и обвинил штаб действующего президента в фальсификациях. Оппозиция заявила, что не признает результаты голосования, и объявила победителем своего кандидата.

В конце июля 2023 года государственный переворот произошел в Нигере — там президента также сместили военные. Международное сообщество — главным образом, западные и большинство африканских стран — заявили, что не признают новые власти. Африканский союз и Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) приостановили членство Нигера, а ЭКОВАС обсуждала ввод войск в республику для восстановления там конституционного порядка (пока решение на этот счет не принято). За последние три года в африканском регионе Сахель было семь попыток госпереворотов — четыре из них успешные.

Параллельно с этим Бонго предпринимал непопулярные шаги: «менял конституцию и законодательство, чтобы продлевать срок нахождения у власти, окружал себя иностранцами сомнительного происхождения, которых затем вынужден был сажать за коррупцию, нарушал негласные правила распределения власти между разными этнорегиональными группами и, главное, невольно продолжил порочный династический цикл — при нем окрепло влияние его сына Нуреддина».

Наконец, последние выборы тоже нельзя назвать безупречными, отмечает эксперт: габонцы должны были голосовать в едином бюллетене за кандидатов в парламент и президента; голосование проходило в один тур при отключенном интернете и усиленных мерах безопасности, иностранным журналистам отказали в аккредитации, а число наблюдателей было резко сокращено. «Все это указывало на то, что голосование обещало быть очень проблемным», — резюмирует Алексей Целунов.

Как на переворот отреагировало международное сообщество

Реакция международного сообщества на переворот в Габоне оказалась не столь мгновенной и категоричной, как это было с Нигером. МИДы иностранных государств, в частности, России, Италии и Франции, призвали своих граждан проявлять осторожность и без крайней необходимости в республику не ездить. Представитель Кремля Дмитрий Песков назвал положение в Габоне предметом глубокой озабоченности и заявил, что Москва «внимательно наблюдает за тем, что там происходит». С аналогичным заявлением выступил Пекин. «Китай внимательно следит за развитием событий в Габоне и призывает все стороны конфликта учитывать в первую очередь интересы народа страны, решив возникшие противоречия путем диалога и консультаций», — заявил представитель МИД КНР Ван Вэньбинь.

Вашингтон также отметил, что положение в Габоне вызывает у него глубокую обеспокоенность. «Мы остаемся в числе тех, кто поддерживает народы региона в их стремлении к демократии», — заявил журналистам координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби (цитата по ТАСС).

Единственной страной, которая 30 августа дала событиям однозначную оценку, стала Франция: представитель французского правительства Оливье Веран, выступая в этот день на пресс-конференции, заявил, что Париж осуждает мятеж в Габоне и считает необходимым «признание результатов выборов, как только они будут утверждены».

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель сообщил, что, если информацияо госперевороте подтвердится», то он вынесет этот вопрос на обсуждение глав МИД ЕС 31 августа. Он также признал: новости из Габона застали европейских лидеров врасплох. По сообщениям СМИ, 31 августа путч также обсудит Африканский союз — к концу дня он переворот все-таки «решительно осудил»: глава комиссии АС чадский политик Муса Факи Махамат расценил действия мятежников как «вопиющее нарушение правовых и политических инструментов» союза. За ситуацией также внимательно следит ЭКОВАС — о военной интервенции с ее стороны здесь речи не идет (Габон находится в другой части Африки и в объединение не входит), но в организации сообщили, что общаются насчет положения в Габоне с Африканским союзом. В том же ключе вступил и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш: он «резко осудил попытку госпереворота как средство разрешить постэлекторальный кризис» и призвал повстанцев «гарантировать физическую неприкосновенность президента республики и членов его семьи».

«Внешние игроки в растерянности. Габон — это уже седьмая страна, которая окажется за пределами нормального политического процесса, — отметил в беседе с РБК директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Андрей Маслов. — Как модерировать политический процесс в такой ситуации? Вмешаться они не могут, поддержать переворот — тоже. Поэтому, вероятно, будут стараться как-то приспособиться к этой новой ситуации».

Источник

Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса