В Госдуме предложили включить в ЕГЭ по литературе знаковые произведения всех эпох

18:00 29.08.2023
0 144
В Госдуме предложили включить в ЕГЭ по литературе знаковые произведения всех эпох
©Александр Авилов / АГН Москва

Подход к изучению литературы должен базироваться на понимании учениками причинно-следственных связей между разными произведениями и периодами литературы, поэтому в итоговый экзамен следует включить знаковые произведения всех эпох. Письмо с таким предложением планирует направить в Минпросвещения член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова.

Исчезнет ли «наше все»

Дискуссия об экзамене по литературе началась, когда Федеральный институт педагогических измерений опубликовал проекты контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ-2024 и кодификаторы к ним. В списке произведений, по которым может быть сформулирована тема итогового сочинения, такие: «Гроза» Островского, «Обломов» Гончарова, «Отцы и дети» Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Вишневый сад» Чехова, «На дне» Горького, «Двенадцать» Блока, «Облако в штанах» Маяковского, «Тихий Дон» Шолохова и «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Среди остальных произведений, которые можно использовать при написании сочинения и выполнении некоторых заданийпо желанию, например, стихотворения Тютчева, Ахматовой, Цветаевой иВысоцкого, рассказы Шукшина, Куприна, Довлатова и Пелевина, романы Замятина «Мы» и Пастернака «Доктор Живаго», произведения о Великой Отечественной войне. Внушительный и список книг зарубежных авторов: Диккенс, Золя, Мопассан, Флобер, Брэдбери, Кафка, Маркес, Оруэлл, Моэм, Ремарк, Эко, Элиот, Метерлинк и многие другие. Зато произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, как и древнерусской литературы в списке нет.

Комитет по вопросам семьи, женщин и детей направил запрос министру просвещения Сергею Кравцову с просьбой разъяснить, как формируют список литературы по программе подготовки к ЕГЭ, сообщило РИА «Новости». В пресс-службе Рособранадзора разъяснили журналистам, что классическую литературу, написанную до середины XIX века, изучают в основном в 5-9 классах, и ее знание проверяют на ОГЭ. А в старших классах проходят произведениявторой половины XIX — начала XXI века, что и отражено в ЕГЭ.

Контролировать продажу рецептурных лекарств станут жестче

Правда, чуть позже появилось заявление пресс-службы Минпросвещения, в котором говорилось, что информация об исключении произведений российских классиков, таких как Фонвизин, Пушкин, Жуковский и других из ЕГЭ по литературе 2024 года не соответствует действительности. «Отметим, что ни одно из произведений, являющихся вершинным произведениями древнерусской литературы, литературы XVIII и первой половины XIX веков, не исключено из программы. В соответствии с отечественной традицией преподавания литературы произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя изучались и изучаются в основной школе и выносятся на проверку при проведении основного государственного экзамен», — процитировали РИА «Новости».

Кстати, в демонстрационном варианте заданий ЕГЭПушкина действительно упомянули. В одном из вопросов предложеноперечислить страницы истории отечественной литературы напримере произведений одного из писателей — Пушкина, ТолстогоилиШолохова. Но в списке текстов, которые нужно знать и по которыммогут предложить написать сочинение, создателя современного русского языкавсе же нет. Фамилии жеЛермонтова и Гоголя не встречаются ни в самих заданиях, ни в методических материалах.

Какие изменения ждут водителей с 1 сентября

Начать с «русского духа»

В Госдуме предложили взглянуть на вопрос шире. Ведь в любом случае изучать литературу второй половины XIX века вне контекста предыдущей — это как зубрить алгебру, не зная таблицу умножения, сказала «Парламентской газете» депутат Лариса Тутова, которая в прошлом была школьным учителем истории. «А как же «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»? Без этого не сможешь оценить творческий размах Толстого и нравственные мучения Достоевского. Литература, как и история, требует комплексного, целостного подхода, понимания причинно-следственных связей, а не преподавания вырванных из истории, отдельно взятых этапов», — пояснила она.

Парламентарий решила попросить Минпросвещения рассмотреть возможность включить в список текстов, необходимых для сдачи ЕГЭ, знаковые произведения всех эпох и периодов литературы. «Иначе невозможно сформировать отношение человека к базовым культурным ценностям своего народа, что особенно важно сейчас, когда мы вынуждены защищать свою культуру и свой образ жизни», — сказала Тутова.

Кроме того, некоторые произведения западных писателей, обозначенные в списке, изучают в вузах, на филологических факультетах, и они могут быть не совсем понятны школьникам, считает депутат.

Первый зампред комитета Яна Лантратова разделяет переживания по поводу слишком узкого подхода к заданиям ЕГЭ. Она рассказала «Парламентской газете», что уже обратилась к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой инициировать пересмотр методических материалов, на основании которых будут проводить ЕГЭ в следующем году, и включить туда произведения классиков, которые проходят с 5 по 9 классы.

Депутат отметила, что экзамен по литературе в 9 классе, как правило, сдает меньше учеников, чем в 11. В этом году, по данным Рособрнадзора, ОГЭ по этому предмету сдавали чуть более 34 тысяч школьников, а ЕГЭ — 44 тысячи. «Приведенные данные позволяют сделать вывод, что в результате введения описанных выше изменений в системе Единого государственного экзамена, как минимум 25 процентов абитуриентов, сдавших ЕГЭ по литературе, может не иметь представления о русской классике «золотого века», написанной до середины XIX века», — указала она в письме. Кроме того, складывается опасный прецедент, когда в рамках Единого государственного экзамена проверяются лишь знания, полученные в 10-11 классе, а не за весь периодобучения.

Источник

Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса