Штрафы за среднюю скорость: снова спорят Минтранс и МВД

Чтобы назначить водителю штраф за нарушение на дороге, напримерза превышение скорости, необходимо знать точное время и место случившегося. По этому принципу работают сотрудники Госавтоинспекции, соответствующим образом сейчас настроены дорожные камеры. Таким образом, штрафовать за превышение средней скорости на участке дороги сейчас по закону невозможно, единодушно объясняют эксперты. Однако разговоры о появлении в Кодексе об административных правонарушениях нового состава не утихают. «Парламентская газета» узнала, какова вероятность этого.
Не согласны — и точка
Минтранс совместно с МВДякобыпрорабатывают вопрос о введении наказания для водителей, превышающих среднюю скорость на участках дорог между камерами. Об этом первый замминистра транспорта Валентин Иванов сказал журналистам 5 марта в кулуарах заседания Совета по развитию транспортного комплекса.
Цитату быстро подхватилряд СМИ и каналов в мессенджерах. На запрос «Парламентской газеты» в Минтрансе сообщили, что комментировать статус проработки инициативы пока не готовы. Также ответили нам и в пресс-службе МВД, а позднее официальный представитель силового ведомства Ирина Волк распространила заявление, что информация не соответствует действительности.
«Ранее я уже заявляла о принципиальном несогласии министерства с подобными штрафами, — сказала Волк. — Сообщаю, что эта позиция остается неизменной».
Проект поправок в Правила дорожного движения, закрепляющий понятие средней скорости, Минтранс разработал еще в 2023 году. В МВД тогда указали, что он содержит положения, которые могут способствовать возникновению спорных ситуаций на дороге, и вводит избыточные административные ограничения для водителей. В связи с этим документ дальнейшего развития не получил. Тем не менеедискуссия по этому вопросу продолжилась.
Штрафы — здесь и сейчас
Несмотря на явное отсутствие правовых оснований, штрафы за превышение средней скорости какое-то время выписывали в некоторых регионах. После тогокак в 2019 году на пробелы в законодательстве указал Верховный суд, практику прекратили. С 2021 года таких постановлений не выносили.
Еще раньше, в 2018 году, в Госдуму внесли законопроект, запрещающий штрафовать водителей за превышение средней скорости. Парламентарии предложили внести поправки в КоАП, устанавливающие, что штраф за превышение может назначаться «только в случае фиксации административного нарушения в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время».
В первом чтении законопроект приняли в 2019 году, а отклонили лишь в 2024-м, указав на изобилие «неопределенных терминов», которых нет в законодательстве.
По версии Минтранса, средняя скорость — это скорость, с которой транспортное средство проедет участок дороги между двумя камерами, расположенными на удалении друг от друга. Обе камеры фиксируют скорость транспортного средства, складывают и высчитывают среднее значение. Если водитель проедет этот отрезок дороги быстрее установленной скорости, то его оштрафуют. В ведомстве считали, что это поможет контролировать скорость на продолжительных участках пути.
Эффективно или нет
В центре исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики нашли положительные стороны методасреднейскорости. При расчете снижения показателей аварийности на одну установленную камеруметод от 1,3 до 1,6 раза более эффективен по сравнению с камерами на мгновенную скорость, установили специалисты. Особенно высока эффективность метода, когда фактор превышения разрешеннойскоростистановится более существенным: летом, ночью, за пределами населенных пунктов. «При этом применение метода контролясреднейскоростине исключает и не заменяет необходимости применения камер контроля мгновеннойскорости», — заключили эксперты.
Контроль средней скорости — это дополнительный способ зарабатывания денег с помощью дорожных камер, уверен глава Комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов. «Мы проводили исследования, в результате которых установили, что наличие знаков контроля средней скорости лишь провоцирует опасные ситуации, — рассказал «Парламентской газете» депутат. — Нерадивый водитель, въезжая в зону действия первой камеры, прячется за большегруз, а затем может ехать уже как хочет, что только добавляет хаоса».
Ярослав Нилов.
Работающие на дорогах камеры часто не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, что является еще одним препятствием для их использования за контролем средней скорости, сказал нашему изданию эксперт по устройствам видеофиксации Григорий Шухман. С 1 сентября 2024 года, когда закон о камерах вступил в силу, далеко не везде провели их ревизию. Несмотря на точто вне закона, по экспертным оценкам, могли оказаться до 70 процентов всех устройств, их не стало заметно меньше.
Метод средней скорости может быть эффективным только в ряде случаев, считает член Общественной палаты РФ Александр Холодов. Например, когда водитель может доехать из точки А в точку Б только по одной дороге. «На платных дорогах это может сработать, — отметил эксперт. — В некоторых странах, например в Китае, это работает, но говорить о повсеместном использовании технологии не приходится».
Источник