М. К. Бхадракумар: Путин и Трамп могут встретиться уже в ближайшее время
Рабочий визит Дениса Мантурова, первого заместителя председателя правительства Российской Федерации России, в Мумбаи и Дели 11−12 ноября был запланирован уже давно. Сегодня он приобретает дополнительный интерес, поскольку это удачно совпадало с началом конца Pax Americana в международной политике.
55-летний Мантуров — одна из самых ярких звезд нового поколения лидеров на российском политическом небосклоне. У него блестящий послужной список, он экономист и технократ в энергетическом и военно-промышленном комплексах — двух ключевых секторах экономики.
Президент Владимир Путин доверил ему задачи, которые выходят далеко за рамки сферы обязанностей министра торговли и промышленности — должности, которую он занимал в течение 12 лет, пока в мае 2024 года не был повышен до первого заместителя председателя правительства. На совещаниях, которые Путин проводит по украинскому конфликту, Мантуров теперь примелькался: это показывает, что он совмещает разные роли.
Мантуров и министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар являются сопредседателями Межправительственной Российско-Индийской комиссии. Разумеется, они обсудят широкий круг вопросов. То, с кем еще Мантуров встретится в Дели, будет показателем внутренних процессов в российско-индийском сотрудничестве.
Время визита стоит отметить: уходят неоконсерваторы, которые доминировали в администрации Байдена — госсекретарь Энтони Блинкен, директор ЦРУ Уильям Бернс и другие, а в Вашингтоне принимает очертания дивный новый мир.
Генеральный директор Чикагского совета по глобальным вопросам Иво Даалдер, бывший постпредом США в НАТО, на выходных лаконично обрисовал в Politico надвигающуюся смену власти: «Трамп победил с большим перевесом. Он помог республиканцам взять под контроль Сенат и, возможно, поможет им получить и Палату представителей (кстати, в Палате представителей республиканцы также перевернули ситуацию) — обеспечив однопартийный контроль над всеми тремя ветвями власти. Он сможет спокойно требовать мандат на осуществление всех политических мер, которые он рекламировал… Все это время его будет защищать Верховный суд».
Конечно, посол Даалдер — приверженец «порядка, основанного на правилах», и он твердо верит в то, что предназначение Америки — руководить миром. В своей колонке «Конец Pax Americana» он написал: «Я также беспокоюсь о том, что это означает для остального мира. В свой первый срок Трамп ясно дал понять, что не верит в роль Вашингтона в мировом лидерстве, как это делали его предшественники. Он не верит в руководство — он верит в победу.
Москву и Пекин давно раздражает лидерская позиция Вашингтона, и в течение последнего десятилетия они пытались противиться и подорвать ее. Теперь они могут добиться желаемого. Трамп не заинтересован в сохранении Pax Americana так, как в этом были заинтересованы его 14 предшественников. Конец Pax Americana будет иметь серьезные последствия. Pax Americana официально закончится 20 января 2025 года, когда США проведут инаугурацию Дональда Трампа в качестве 47-го президента. Страна и мир сильно изменятся из-за этого".
Достаточно сказать, что мы получаем предварительное представление об этом историческом моменте. Хотя визит Мантурова происходит в условиях санкций, повестка его разговоров в Дели будет иметь футуристическое измерение. Дело в том, что, хотя отмена санкций против России может занять какое-то время, их движущая сила — фанатизм, шум и ярость, с которыми Блинкен и министр финансов Джанет Йеллен использовали этот назойливый дипломатический инструмент, чтобы контролировать экономические и военные отношения других стран с Россией, — теперь может ослабнуть, что вкупе с другими признаками уже указывает на российско-американское взаимодействие.
Индийская сторона должна помнить об этом сдвиге в динамике власти и усилить экономическое и военно-техническое сотрудничество с Россией в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это во-первых.
Во-вторых, мы приближаемся к разговору между Трампом и Путиным. Не удивляйтесь, если они решат встретиться уже в ближайшее время. Исторически так сложилось, что нет ничего лучше встречи между руководителями государств, чтобы активизировать политические системы с иерархически организованной системой, такие как в США и в России.
Достаточно сказать, что мы приближаемся к моменту, когда Международный уголовный суд, выдавший ордер на арест Путина, не будет знать, где спрятаться. С нашей точки зрения, это открывает путь к государственного визита Путина в Индию — возможно, в качестве главного гостя на торжествах по случаю 75-й годовщины Республики Индия 26 января 2025 года.
Путин — большой друг Индии. На днях он сказал, что Индия не имеет себе равных на мировой арене и добавил, что Россия укрепляет отношения с Индией на разных фронтах, а в основе их двусторонних связей лежит высокий уровень доверия. Путин также отдал должное подъему Индии, заявив: «Индия, несомненно, должна войти в список сверхдержав, с её полуторамиллиардным населением, самым быстрым ростом среди всех экономик мира, древней культурой и очень хорошими перспективами дальнейшего роста».
Безусловно, Индия находится в привилегированном положении на международной политической арене: индийско-российское партнерство укрепляется, открываются перспективы для большого шага — пользуясь благоприятным настроем Трампа, вывести американо-индийские отношения на новый уровень, кроме того, конечно, появляются первые признаки оттепели в сложных китайско-индийских отношениях — и, наконец, Индия является самой быстрорастущей крупной экономикой в мире.
Оптимальной целью Индии должно стать создание синергии из отношений, сейчас идущих по параллельным путям — с Россией, с США и с Китаем. Независимо от сложности их взаимосвязей, Индия должна стремиться к слиянию трех потоков для своего всестороннего национального развития.
В воздухе витает надежда на то, что при Трампе между Москвой и Вашингтоном начнется потепление двусторонних отношений, которые до этого находились в свободном падении. Но русофобия глубоко укоренилась в сознании американской элиты, и Россия останется опасной темой. Тем не менее, Трамп неоднократно подчеркивал, что у него хорошие отношения с Путиным и что они питают уважение друг к другу. А Путин — очень талантливый политик, который понимает Трампа.
Что касается российско-китайских отношений, партнерство Москвы и Пекина переживает расцвет, равного которому не было в истории отношений этих стран. Эти отношения основаны на великом товариществе между Путиным и председателем КНДР Си Цзиньпином, они незыблемы и останутся такими, несмотря на текучесть в международной обстановке.
Конечно, есть некоторые опасения насчет траектории развития отношений США и Китая. Но, опять же, суть проблемы в том, как в американском сознании рисуется экономическое соперничество США с Китаем. Сам по себе Китай не представляет никакой угрозы для США. Экспансионистской державой он тоже не является. Конечно, он заинтересован в стабильной, предсказуемой глобальной среде, где будет возможно непрерывно работать над первостепенной задачей создания богатства.
И, в отличие от России, Китай напрямую или сознательно не бросает вызов американской мощи, влиянию и интересам. Такова правда, которая прорывается сквозь предвзятую риторику недоброжелателей Китая.
Суть в том, что при Трампе военного противостояния между США и Китаем не будет. Обе стороны не заинтересованы в войне. Трамп торжественно пообещал это в своей победной речи в среду. Кроме того, сама Индо-Тихоокеанская стратегия терпит крах. Последним признаком этого является то, что Индонезия, крупнейшая страна Юго-Восточной Азии, отворачивается от возглавляемых США систем альянсов и стремится к членству в БРИКС вслед за Малайзией, еще одной важной страной АСЕАН.
Присутствие генерального директора Tesla Илона Маска в ближайшем окружении Трампа можно считать стабилизирующим фактором для американо-китайских отношений. Главное, что только Китай может стать значимым собеседником, который поможет Трампу реализовать амбициозный проект MAGA (Make America Great Again, «Вернём Америке былое величие»).
Автор: М.К. Бхадракумар (M.K. Bhadrakumar) — посол в отставке; колумнист индийских газет Hindu и Deccan Herald, изданий Asia Times, Rediff.com, Russia & India Report и сайта Фонда стратегической Культуры (Москва).
Оригинал
Перевод Анны Полуниной
Источник