Что делать, если вам звонит поддельный депутат Госдумы

23:48 28.02.2024
0 84
Что делать, если вам звонит поддельный депутат Госдумы
©freepik.com

Мобильные операторы стали лучше защищать своих абонентов от звонков мошенников, поэтому злоумышленники переходят в мессенджеры, где козыряют именами известных людей и государственных органов, грозят ответственностью перед силовыми структурами. Телеком-эксперты рекомендовали читателям «Парламентской газеты» не только соблюдать цифровую гигиену, но и вооружиться техническими новинками борьбы с мошенниками. Рассказываем какими.

Чьи инструменты круче

Мошенники-шантажисты рассылают обращения крупным российским блогерам от имени депутата Госдумы Александра Хинштейна и несуществующей комиссии по правовому регулированию блогосферы. Об этом сам политик сообщил в социальных сетях, эту информацию он также подтвердил «Парламентской газете». «В наглой форме жулики угрожают судьбой Елены Блиновской тем, кто не разместит некие материалы от лица несуществующей комиссии Госдумы по правовому регулированию блогосферы в своих соцсетях, — рассказал Хинштейн. — Запугивают какими-то «инструментами», позволяющими инициировать желание к более конструктивному диалогу».

Депутат обещал выяснить, кто занимается шантажом, и посмотреть на их «инструменты», а потом — продемонстрировать свои.

Полиция в WhatsApp не позвонит

В МВД приводили примеры возможных махинаций через мессенджеры: массовые рассылки с просьбой поучаствовать в опросе, который на деле оказывался ссылкой, позволяющей преступникам получить доступ к смартфону абонента. Или звонки в мессенджерах с использованием логотипа силового ведомства.

Особенно часто звонят накануне важных дат, напримерпраздников, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связиАнтон Немкин. Злоумышленники, по его словам, ищут лазейки через иностранные мессенджеры — наибольшее число таких вызовов зафиксировано в WhatsApp и Viber.

«Ни одно министерство, ведомство, надзорная служба, правоохранительные и силовые и прочие органы никогда не будут звонить вам через иностранные мессенджеры, — заверил депутат. — Даже если на экране при звонке высвечивается герб, а собеседник уверяет вас, что звонит майор полиции, верить ему однозначно не стоит».

В таких случаях лучше постараться как можно скорее завершить разговор, чтобы не дать мошенникам возможности психологическими уловками выведать важные данные.

Использование VPN с 1 марта: что можно, что нельзя

Оператор расскажет о способах защиты

Чем короче телефонный разговор, тем сложнее преступникам завладеть умом абонента и настроить его на свою волну, то есть использовать методы социальной инженерии. Однако в современном мире большинству людей нужно помнить не только о цифровой гигиене, но и изучить технические возможности противостоять бандитам, уверен гендиректор информационно-аналитического агентства Денис Кусков. У операторов, по его словам, есть методы борьбы с назойливыми звонками и попытками обмана — анти-спам и антифрод-системы. Среди самых распространенных — определитель номера, черный список от оператора, защита от SMS-спама, онлайн-защита в ходе звонка.

«Большинство таких услуг — бесплатные и постоянно совершенствуются, — рассказал эксперт. — Например, в дополнении к определителю номера можно включить автоматическую блокировку звонка, тогда номера из «черного списка» просто не смогут до вас дозвониться».

Робот-ассистент и жалобы на спам

Возможности защиты от мошенников можно изучить на сайте своего мобильного оператораи выбрать подходящий инструмент. Например, людям, которые в принципе не отвечают на звонки с незнакомых номеров, включать «черный список» необязательно. У этой функции есть обратная сторона: иногда под блокировку попадают полезные звонки, например, из поликлиники.

Более продвинутым пользователям может подойти виртуальный номер с переадресацией вызовов на основной, тогда мошенники не смогут дозвониться вам напрямую. Еще одна свежая функция — голосовой ассистент, он же телефонный секретарь. При его подключении на звонок сначала отвечает робот, который определяет цель звонящего, и если это не мошенники или спамеры, то пропускает его к абоненту.

В мессенджерах эксперты посоветовали изучить функцию «пожаловаться на спам», с ее помощью можно уведомлять администрацию сервиса о нежелательных или опасных абонентах. Кроме того, не следует переходить по ссылкам и вводить коды, полученные в мессенджерах от кого угодно, особенно если вы этого не запрашивали.

И, конечно, нельзя забывать про надежный пароль и двухфакторную идентификацию — с помощью SMS, кода внутри приложения или QR-кода.

Источник

Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса