Россияне не верят в экономический рост и продолжают экономить
Потребительское поведение россиян говорит о том, что кризис не преодолен. Экономят, по словам экспертов, почти все слои населения РФ. Подробнее о том, в чем это выражается - у DW.
Реальные денежные доходы россиян продолжили падение в июле после непродолжительной стабилизации в июне. По данным Росстата, в прошлом месяце этот показатель снизился на 0,9%. Всего же за первые семь месяцев года реальные доходы сократились на 1,4%. По словам экспертов, россияне уже привыкли к кризису и адаптировали под него модель своего потребления. Экономят практически все - как наиболее нуждающиеся, так и представители среднего класса, которых становится все меньше. DW выяснила, как именно изменилось потребительское поведение граждан России в кризис.
Как меняется структура расходов
Как сообщается в мониторинге экономической ситуации, подготовленном Российской академией народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) совместно с Институтом Гайдара, население уже привыкло к вялотекущему кризису, выражающемуся в стабильном снижении реальных доходов. Поскольку многие уже не могут далее сокращать свое потребление, распространенной схемой улучшения материального положения стало производство продукции в личном подсобном хозяйстве. В ходе всероссийского опроса, проведенного этой весной, выяснилось, что такую стратегию выбрали почти треть респондентов (32%).
Затронута кризисом и та группа населения, которую принято называть средним классом. Авторы мониторинга отмечают, что изменение стратегии потребления представителей среднего класса выразилось, в частности, в том, что 69% из них экономят на питании вне дома, а 63% - на отпуске. Одним из самых характерных показателей кризиса является увеличение доли расходов на питание. "Когда мы тратим 40% (от всех расходов. - Ред.) на продовольствие, это является свидетельством бедности", - заявил DW доктор экономических наук Сергей Смирнов.
По данным Росстата, на которые ссылается ученый, в первом квартале 2017 года у самой бедной категории населения на продукты питания уходило почти 48% ее расходов, у чуть более обеспеченных - 45,7%. "Всего У более 40% населения России на еду приходится свыше 40% от всех их расходов", - резюмировал экономист.
2015 год стал переломным
По словам руководителя отдела изучения потребления и уровня жизни "Левада-центра" Марины Красильниковой, главное отличие нынешнего кризиса от предыдущих (1998 и 2008-2009 годов) заключается в том, что прежние довольно быстро преодолевались. "Очевидный для населения восстановительный рост начинался в пределах одного года. Люди привыкли к тому, что через какое-то время ситуация восстановится и надо лишь немного потерпеть. В 2015 году же стало окончательно понятно, что быстрого восстановления не будет, и в этот момент стало принципиально меняться потребительское поведение. Это был год переосмысления", - объясняет социолог.
Главным образом это проявилось в том, что люди стали отказываться от не очень нужных покупок, причем это происходило по всем статьям расходов - от продуктов питания до автомобилей. Это нашло отражение в сокращении объемов розничной торговли и падении автомобильного рынка. "Поначалу люди стали отказываться от свободной траты денег и разовых покупок. Социальная цена экономии была относительно нетравматичной, однако на сегодня ресурсы этой экономии, похоже, исчерпаны", - полагает Красильникова.
"Мы слышим от министерства экономики о том, что у нас ожидается экономический рост, но население этого не ощущает, поэтому оптимизма не испытывает. Пока реальная ситуация не изменится, потребительская модель будет прежней. Нужен экономический рост, который будет виден не только чиновникам", - считает социолог.
Планировать расходы становится все труднее
Ее слова подтверждают примеры отдельных российских семей. Так, например, как рассказала DW 36-летняя юрист из Воронежа Елена Шатравка, спонтанных трат в ее семье в последнее время практически не стало: "Раньше я могла потратить деньги, не планируя это. По дороге зайти в магазин и купить что-то, что просто понравится. Сейчас я даже не захожу лишний раз в магазин, потому что не знаю, сколько денег заработаю, и не могу планировать расходы".
Число клиентов, по словам Шатравки, в последнее время резко сократилось как у нее, так и у ее мужа-предпринимателя. В итоге доходы семейного бюджета снизились на 40%. "Цены же на продукты, которые мы покупаем, примерно на столько же процентов выросли. Например, молоко стоило 34 рубля, а сейчас - 60", - констатирует Шатравка. В целях экономии в первую очередь пришлось урезать расходы на развлечения и отдых, кроме того, семья приостановила ремонт: "Плохо делать не хочется, а на хороший ремонт денег теперь нет".
Дача вместо моря
Не легче живется и москвичам. Переводчик, мать троих детей Светлана Серегина рассказала DW, что доходы ее семьи не сократились по сравнению с 2013 годом, однако из-за инфляции доля расходов на продукты питания постоянно растет и становится более ощутимой: "Если раньше я брала в магазин 2 тысячи рублей, то теперь 5 тысяч. При этом изменился и выбор магазина - стараюсь ходить в бюджетные".
Значительно более скромными стали и расходы на детей. "Когда старшая дочка пошла в первый класс, кризиса еще не было, и я ей купила брендовую одежду. Когда пошли младшие через два года, уже был в разгаре кризис, пришлось купить им все очень простое, российского производства", - говорит Серегина.
По ее словам, пришлось сократить расходы и на дополнительные занятия. Например, английским языком с репетитором занимаются только двое из троих детей. Традиционно для среднего класса были урезаны и расходы на летний отдых. "В этом году мы проводим лето на даче и не поехали на море, несмотря на то, что для детей это было бы очень полезно из-за того, что они аллергики", - посетовала собеседница DW.
По оценке социолога Марины Красильниковой, в результате последних двух экономических кризисов доля так называемого среднего класса в стране сократилась на 10-15 процентных пунктов: "Если говорить о категории населения, которая обладает финансовыми ресурсами, большими, чем необходимо для удовлетворения ежемесячных потребностей, то до кризиса 2008 года она составляла 35-40% от всего населения. Сейчас доля таких потребителей сократилась примерно до четверти".