Россия пошла навстречу Белоруссии в газовом споре
Минск погасил 726 млн долларов долга за поставки российского газа, накопленного с января 2016 года. Чуть ранее по итогам переговоров президентов соседней стране был обещан новый российский кредит до 1 млрд долларов, а также очередной транш из фонда ЕврАзЭс на 600 млн долларов. В ходе переговоров Минск добился снижения контрактных цен примерно до того уровня, на котором настаивал, - 100 долларов за тысячу кубометров вместо 130 сейчас.
Точный размер скидки "Газпром" не раскрывает. По данным источников издания, она составила менее 20% и начнет действовать с 2018 года. Между тем, передает RNS, вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко заявил, что цена российского газа для Белоруссии в 2018 году составит 129 долларов за 1 тыс. кубометров. "Цена газа для Белоруссии будет снижаться … Цена в 2018 году составит 129 долларов за 1 тыс. куб. м. В 2019 году - это будет $127, фиксированная цена", - сказал чиновник.
Он отметил, что Россия восстанавливает поставки нефти "в объеме 24 млн тонн ежегодно, включительно до 2024 года". Семашко сказал, что весь этот объем будет доставляться по железной дороге, что дешевле. "Есть соглашение, что все 24 млн тонн будут поставлены железнодорожным транспортом. Это даст Белоруссии дополнительно примерно 93 млн долларов только в этом году", - сказал вице-премьер. Он также напомнил, что отменено обязательство Белоруссии поставлять в Россию 1 млн тонн нефтепродуктов ежегодно. "Для нас это было накладно", - отметил он.
Как и ожидалось, стороны не пошли на дальнейшее разворачивание конфликта, а решили уладить все мирным путем, отмечает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Сейчас Белоруссия погасила долг за газовые поставки перед Газпромом в размере 726 млн долл, в свою очередь Россия обязалась продолжить поставлять в Белоруссию беспошлинную нефть в размере 24 млн тон в год, в частности таковы условия контракта на поставку нефти до 2024 года. При этом интересны нюансы этих переговоров, согласно заявлениям Белорусской стороны, ее местные НПЗ больше не обязаны ежегодно поставлять в Россию 1 млн тонн нефтепродуктов, так по словам Семашко это было Белоруссии не удобно.
Однако, как раньше отмечали сами российские власти, это было одно из важных условий для беспошлинных поставок, но видимо сейчас стороны пришли к другому мнению. Помимо этого поставки нефти в страну теперь будут осуществляться железнодорожным транспортом, что также сэкономит расходы Минска на логистику, по общим подсчетам стран сэкономит только 93 млн долл в этом году.
Что же касается газового вопроса, то и тут Белоруссия смогла добиться определенных результатов, говорит эксперт. Было бы наивно предполагать, что Россия согласится на фантазийные вариации Минска по поводу равнодоходной цены на газ, и с закрытыми глазами пропишет в контракте заветную цену в 73 долл. за тысячу кубометров, однако, как следует из озвученных результатов цена на газ постепенно будет отступать вниз и это уже можно рассматривать как небольшой прогиб в сторону Белорусского партнера. Так цена на газ фиксируется в этом году в размере 129 долл. за тысячу кубов, а с 2019-го опустится на 127 долл., всего скидка составила порядка 20%. Напомним, что Евросоюз получает газ по цене в районе 170-180 долл. за 1 тыс. куб, а в следующем году эта стоимость может возрасти до 200 долл.
Стоит более детально посмотрим на результаты переговоров, говорит Кирилл Яковенко. На самом деле в беспошлинных поставках российской нефти в Белоруссию скрывается некоторая государственная помощь со стороны России в адрес стагнирующей экономике партнера, - так из 24 млн т нефти поставляемой в РБ, от 6 млн тонн Белоруссия сможет зачислять в свой бюджет экспортные пошлины, иными словами этот объем будет «перетаможиваться» - объем этих денег в годовом выражении даст дополнительно бюджету страны до 570 млн долл., а если прибавить сюда еще и скидку на газ и возобновление поставок нефти уже в текущее время, то можно сделать вывод что Россия фактически просубсидировала соседке накопившийся газовый долг. Более того снятие обязательств возвращать в РФ переработанную нефть в размере 1 млн тонн также добавит бюджету дополнительные доходы в год – до 150 млн долл.
Примечательно, что это также облегчит жизнь местным НПЗ, чьи производственные мощности на самом деле не могут перерабатывать более 18 млн т нефти, что вынуждало их производить больше других не самых востребованных на рынке продуктов, таких, например, как мазут. Иными словами, наше правительство пришло к выводу, что нужно дать союзному государству спокойно продолжить существовать частично за счет более сильного партнера и в текущих переговорах нашли подходящие решения, которые внешне выглядят как взаимовыгодное сотрудничество, а на деле это «очередной акт доброй воли» по субсидированию бедственной экономики.
При этом важно понимать, добавляет Кирилл Яковенко, что если внешне все выглядит так, как будто Белоруссия смогла продавить Россию, то технически больше силы на стороне России, в случае возникновения новых фантазий в вопросе газовой цены или очередных несогласованных действий в отношении взаимоотношений Белоруссии с ЕС, Россия может начать давить на правовые рычаги в области все тех же поставок нефти и субсидирования ввозных пошлин, от которых эта страна становится зависимой в еще большей степени. Что же касается реальных потерь Газпрома от скидки в размере 20% то они не превысят 490 млн долл. в год. Газпром поставляет в РБ 18,7 млрд куб м газа в год. В случае если все же Белоруссия продавит вариант перехода на единое ценообразование, то данная скидка это как начало репетиции к дальнейшему сближению в этом вопросе.
Очередную острую стадию нефтегазового конфликта между Россией и Белоруссией можно считать завершенной в пользу последней, отмечает, в свою очередь, партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы НЭО Центр Александр Ракша. Помимо экономической выгоды, Минск получит в свои руки мощный правовой инструмент, который в перспективе позволит в кратчайшие сроки нивелировать для себя риски возникновения перебоев в поставках и снижения объемов поставляемых энергоносителей в рамках следующих витков споров о ценообразовании между государствами.
Если говорить о финансовой выгоде, то, безусловно, стоит отметить факт привязки экспортных цен к внутрироссийским, а так же получение скидки в размере 20%, указывает эксперт. То есть в целом Минск добился своей главной цели - цена на закупаемый газ будет фиксированной (причем, стороны зафиксировали ставку как минимум до 2019 года) и, более того, будет снижаться и пусть и на 2 доллара в год. Да, с учетом того, что заложенная в договоренности цена вблизи 130 долларов за тысячу кубов в целом отвечает интересам Газпрома и России и учитывает стоимость транспортировки, а значит, позволит в перспективе работы себе в убыток, можно было бы говорить о компромиссе, но только если бы соглашение ограничивалось только лишь ценами.
Стоит особо отметить нефтяной аспект сделки – в связи с заключением соглашения, Белоруссия получит 24 млн тонн беспошлинной российской нефти, 18 млн тонн из которых будет перерабатываться на мощностях белорусских НПЗ, остальные 6 млн тонн будут попадать под таможенные процедуры, что даст Минску возможность зачислять уже экспортные пошлины непосредственно в свой бюджет. Но заработать Минск сможет не только на этих 6 млн тонн: НПЗ Белоруссии являются крупнейшими поставщиками топлива на украинском рынке. В 2016 году союзная республика поставила на российский рынок нефтепродуктов на 53,3 млн долларов, на украинский было отправлено топлива на 823,4 млн долларов.
Совершенно очевидно, говорит Александр Ракша, что в отсутствие альтернатив, спрос на белорусские нефтепродукты на Украине будет расти, только в прошлом году этот рост составил 62%. Таким образом отправляемая в Белоруссию, да еще и железнодорожным транспортом, беспошлинная нефть позволяет республике очень неплохо зарабатывать, при этом новое соглашение не содержит в себе ограничений по поставкам нефтепродуктов в Россию, а это значит, что в случае возникновения, например, дефицита на внутреннем российском рынке, требовать от союзной республики восполнить нехватку топлива за счет перерабатываемой на ее НПЗ российской нефти будет невозможно, если, конечно, это не будет выгодно самим НПЗ.
Ну и, конечно, стоит особо указать соглашение о едином топливном рынке, отмечает Ракша. По сути мы говорим, о долгосрочной страховке Минска от пересмотра цены на поставляемый газ. То есть наличие единого рынка дает Белоруссии гарантии получения газа по единым с Россией ценам, таким образом единственное, что может быть пересмотрено в перспективе - это стоимость доставки газа, а не его стоимость. Шаг во всех смыслах беспрецедентный с точки зрения практики заключения договоров Газпромом с другими импортерами, никакого «бери или плати», никаких арбитражных споров о пересмотре поставочных цен.
Наконец, Александр Ракша напоминает, что основной победой России является подтверждение Минском выплаты долга, в размере 726 млн долларов. При этом, дав согласие на погашение долга, Белоруссия в ближайшее время привлечет у России 1 млрд долларов и еще 600 млн долларов в фондах ЕЭАС (которые тоже почти полностью формирует РФ). То есть по сути речь идет о том, что долг Белоруссии перед Газпромом будет погашен за счет государства, так что даже эта победа является условной.