Российские дороги «оденут» в «суперасфальт» из США
Российские автомобильные дороги будут покрывать так называемым «суперасфальтом». Эта технология позволяет наносить покрытие, учитывающее особенности климата и интенсивность эксплуатации трассы.
Как сообщает издание «Известия» со ссылкой на источник в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодоре), уже ведется разработка соответствующего стандарта ГОСТ.
Технология «суперасфальта» основана на методах проектирования Superpave, применяемых в Европейском союзе и США. Особое место занимает методология выбора вяжущего — основного — материала, который придает асфальту долговечность. Состав тестируют в лаборатории с учетом транспортной нагрузки и температурных колебаний за последние 20 лет в конкретном районе строительства.
Другая особенность системы — использование местных материалов (песок, щебень) и ресайклинг, то есть использование при приготовлении асфальтобетона старого покрытия.
Новая технология тестировалась на трассах страны в течение трех лет. С применением нового метода уже построено более сотни участков дорог, в основном в Московской области и Северо-Западном федеральном округе России. В частности, он использовался на участках трасс А-114 Вологда – Тихвин, М-5 «Урал», А-108 (Московское большое кольцо). Кроме того, метод Superpave применялся при укладке около девяти километров дороги на подходе к Крымскому мосту со стороны Керчи и 190-километрового участка крымской трассы «Таврида», открытый для движения в конце 2018 года. Всего с применением этой технологии построено порядка 550 км федеральных автодорог.
«Экономия будет достигаться за счет повторного использования материалов и снижения трат на логистику. Межремонтные сроки для дорог, построенных с применением технологии «Суперасфальт», увеличатся с четырех-пяти лет до 12, а капитальный ремонт будет проводиться раз в 24 года — вдвое реже, чем сейчас», — отметили в Росавтодоре.
В ближайшие два года, по данным Росавтодора, по технологии «Суперасфальт» планируется уложить еще тысячу километров автодорог. Сейчас метод объемного проектирования наиболее активно применяют в Башкирии и Татарстане.
Комментируя эту идею, заведующий кафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев напомнил, что территория США располагается южнее широты города Сочи. «Отсюда вопрос: в какой степени эта методология применима к нашим дорогам? Внедрять ее без соответствующей адаптации не следует», - считает специалист.
Васильев также обратил внимание, что переход на методологию Superpave потребует закупки большого количества импортного дорогостоящего оборудования для испытания битума и асфальтобетона. Российских лабораторий, которые могут проводить такие исследования, очень мало.