Страх перед «безналом»: реальность или иллюзия?
Опрос ВЦИОМ показал, что лишь 1% населения совершает покупки исключительно по «безналу», а около 80% россиян против введения каких-либо ограничений на расчеты наличными.
В тоже время многие эксперты выразили свое удивление результатам опроса, по словам специалист по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» Московской школы управления «Сколоково» Егора Кривошея, ранее проведенные проведенные показывают совершенно другие результаты.
На мой взгляд, многие из респондентов не понимают всех деталей предложенных мер. Запрет на что бы то ни было всегда воспринимается публикой отрицательно, даже если предложения могут привести к положительным результатам. Помимо этого, ответы части населения могут быть смещёнными в силу контекста опроса. Так, согласно нашему исследованию, проведённому в 2014-15 году, 74% населения держали хотя бы одну платежную карту, из них 75% использовали ее для оплаты товаров или услуг.
Согласно исследованию Mastercard 2015 года, 16% россиян были готовы платить только безналичным способом, а 46% были безразличны между наличными и безналичными методами. Для сравнения, доля населения, которая платила только наличными была 54% в 2014 году и уже 38% в 2015. То, что 1% населения, при нынешних условиях, когда Россия еще только находится на пороге перехода к безналичной экономике, уже отказался от наличных, скорее показывает, что переход к ситуации равенства наличных и безналичных методов оплаты, а затем и рыночный переход к более активному использованию безналичных средств — это неизбежное будущее.
В прошлом году мы разработали сценарии безналичной экономики, в которых подробно описали, в какие 4 альтернативных варианта будущего может прийти Россия. Все будет зависеть от поведения участников (будет оно проактивным или реагирующим), а также от структуры внешней среды (будет она централизованной или децентрализованной), но для качественного перехода к новой, безналичной экономике в России в течение ближайших 13 лет необходимо повышать финансовую грамотность населения.
Согласно исследованию OECD в 2015 году, балл выше минимальной отметки финансовой грамотности набрали 45% россиян. Опаснее, однако, является не средний уровень финансовой грамотности, а его стагнация. Уровень финансовой грамотности в течение последних лет колеблется вокруг одной и той же отметки, не смотря на инициативы по повышению финансовой грамотности населения и решения отдельно взятых компаний. А именно от финансовой грамотности зависит, понимает ли население, о каких ограничениях идет речь. Потребитель ошибочно считает, что наличные — это то, чем он владеет, в то время как безналичными средствами распоряжается его банк. Помимо этого, средний чек в рознице в январе 2017 года составил 533 рубля, поэтому, россиянина в повседневной жизни предложенные меры вряд ли коснуться.
В целом, не смотря на бурную реакцию со стороны населения, на мой взгляд, государство может принять предложенные меры. В таких вопросах, в первую очередь, необходимо изучать эффекты, нежели реакцию потребителя. При этом, для успокоения народных волнений и опасений, полезным будет на доступном для обывателя языке описать предлагаемые меры и, в частности, описать выгоды для потребителя и бизнеса. Это может повысить и доверие к традиционным финансовым институтам, которым, согласно оценкам компании Edelman в 2016 году, доверяло 42% россиян.