Сидят не по-взрослому
Тюремное ведомство обсуждает предложение повысить возраст перевода заключенных из воспитательных колоний во взрослые зоны.
С такой инициативой выступили региональные уполномоченные по правам ребенка. Недавно Уполномоченный по правам ребенка в России Анна Кузнецова обсудила это предложение с врио директора ФСИН Анатолию Рудому с просьбой поддержать идею.
Проблема на самом деле старая. И здесь есть дилемма. По закону, когда молодому человеку, отбывающему срок в воспитательной колонии, исполняется 19 лет, его надо переводить во взрослую зону. Молодой человек из детской колонии с более мягкими порядками попадает в жесткие условия зоны для взрослых. Нередко бывает, что у парня еще был шанс вернуться в нормальную жизнь. Но, попав во взрослую криминальную компанию, уже на всю жизнь останется в компании с преступниками.
В начале XXI века была попытка решить проблему, повысив до 21 года возраст перевода во взрослую колонию. Итогом стала серия бунтов в воспитательных колониях. Выяснилось, что повзрослевшие арестанты создали в воспитательных колониях неуправляемые банды, терроризировавшие младших. И никто не мог с ними совладать.
Даже администрация. В итоге все вернулось назад, закон был отменен, и в 19 лет молодых заключенных, кому не вышел срок, стали переводить во взрослые колонии.
Но плохо и так, и так: отправлять и не отправлять. Потому что заключенные разные. Есть неисправимые, и их действительно лучше отправить пораньше во взрослую зону. А есть те, до кого удалось достучаться. И от криминального мира их надо уберечь.
Поэтому сейчас в Госдуме рассматривается инициатива, которая вводит гибкую систему. Для положительно характеризующихся подростков предлагается увеличить возрастную границу до 21 года.
Также законопроект разрешает переводить положительно характеризующихся подростков, достигших 18 лет, из воспитательной колонии в колонию-поселение. А при взрослых зонах допускается создание участков, функционирующих, как воспитательные колонии. То есть даже повзрослевшие заключенные могут быть отделены от взрослого мира.
По мнению сторонников идеи, предлагаемые поправки в Уголовно-исполнительный кодекс оградили бы подростков от негативного влияния криминальной субкультуры, способствовали сохранению связей с родственниками, решению вопросов их бытового и трудового устройства после освобождения.
Оставаться в воспитательной колонии после совершеннолетия будут только те подростки, которые характеризуются исключительно положительно и находятся в облегченных или льготных условиях содержания. Решение о продолжении пребывания в воспитательной колонии будет принимать начальник колонии по санкции прокурора. Врио директора ФСИН Анатолий Рудый подчеркнул, что предлагаемая система отличается от прошлых именно своей гибкостью и объективностью. К каждому будет индивидуальный подход.
Еще один актуальный вопрос: правовой статус школ воспитательных колоний.