Лукашенко предупредил: Белоруссию пытаются втянуть в СВО. Не надо, вам хуже будет
Некоторые страны пытаются вынудить Минск стать частью украинского конфликта, заявил министр иностранных дел Белоруссии Сергей Алейник по итогам своих переговоров с венгерским коллегой Петером Сийярто.
Стоит напомнить, что об угрозах втягивания в конфликт не раз говорил сам президент Белоруссии Александр Лукашенко. Равно, как и о нежелании страны втягиваться в него в каком-либо качестве. Глава МИД хочет повторить эту мысль для закрепления? Или есть реальные опасения того, что другие страны попытаются все же втянуть Белоруссию в конфликт?
— В данном случае глава МИД РБ говорит о том, что идут провокации со стороны ряда стран НАТО и, в том числе Украины, в отношении самой Белоруссии, — считает военный политолог, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев.
— Скорее всего, речь идет о попытках совершения диверсионно-террористических актов, организации так называемых «народных бунтов», приграничных конфликтов и в целом дестабилизации обстановки в Республике Беларусь.
В первую очередь подобные агрессивные действия исходят от Польши, Литвы, Латвии, Украины. При этом Алейник имеет ввиду и отношение официального Минска к введению польских войск на территорию Западной Украины. Александр Лукашенко уже дал понять, что будет всячески этому препятствовать вплоть до вступления в СВО на стороне России.
«СП»: А России нужно участие Белоруссии? Или сами справимся?
— Для Москвы помощь Республики Беларусь в проведении СВО лишней точно бы не была. Однако позиция у наших ближайших союзников сводится к тому, что официальный Минск не намерен проводить военные операции вне территории своего государства. Только защита свой территории. Но такое правило не является незыблемым, и может иметь исключение в особых случаях. Например, спецназ ВС РБ помогал нам в уничтожении белорусских нацистов на территории Украины.
Официальный Минск имеет в этом интерес именно в вопросах ликвидации потенциальной военной угрозы в отношении южных границ Белоруссии.
«СП»: А может ли Белоруссия сама подвергнуться нападению со стороны Украины? Или для Киева это будет самоубийство? А что, если захотят отвлечь таким образом ВС РФ, ведь они вынуждены будут прийти на помощь Минску…
— С территории Украины не ВСУ, а НАТО может осуществить агрессию против Республики Беларусь. При этом такая агрессия может быть осуществлена одновременно и со стороны Польши, Латвии и Литвы. Цель — не допустить возможности создания Сувалковского коридора между РБ и Калининградской областью России. Об этом неоднократно говорили, как российские, так и иностранные эксперты.
Россия уже предприняла ряд мер, для защиты общего с РБ Союзного государства. В Белоруссии размещены наши воинские подразделения, в том числе и тактические ядерные силы.
«СП»: Запад, наверняка, не отстанет просто так от наших стран…
— В ходе СВО нам противостоит не только ВСУ, но и военная мощь всего коллективного Запада. Мы сейчас громим не только бандеровцев, но поддерживающие их страны НАТО: уничтожаем западную технику и вооружение, уничтожаем иностранных наёмников, в том числе и высокопоставленных военных представителей Североатлантического альянса.
— Думаю, заявление главы МИД РБ — это прежде всего сигнал, что Минск напрямую участвовать в конфликте не намерен, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Не исключено, что это и реакция на недавние инициативы Макрона разместить вдоль белорусско-украинской границы контингент НАТО.
«СП»: Вообще-то, на ум сразу приходит Россия, которой нужна, как минимум, территория Белоруссии для захода на Украину с севера. Само участие белорусской армии Москву вряд ли интересует.
— Пассивно Белоруссия играет довольно заметную роль, сковывая значительную часть ВСУ на севере. В Киеве не забыли, как российские войска заходили через белорусскую территорию, и боятся оставить северную границу неприкрытой.
Собственно, отсюда и инициативы по размещению натовских контингентов, чтобы высвободить находящиеся на севере украинские части и перебросить их на юг. Кроме того, Белоруссия фактически прикрывает северо-запад РФ, а также создаёт узкое место на восточном фланге НАТО в виде Сувалкского коридора. Так что не стоит недооценивать стратегическое значение Белоруссии в этом конфликте.
«СП»: В каком случае Минск может и впрямь стать частью конфликта? По своей воле или без нее?
— Это возможно в случае прямого вторжения на территорию Белоруссии или ударов по объектам инфраструктуры на ее территории. Об этом белорусские власти не раз говорили, в том числе глава белорусского КГБ. Речь идёт о подготовке диверсионных групп на территории Польши, а также о возможном рейде со стороны Украины. В частности, недавно белорусские власти говорили о возможном захвате диверсантами Кобринского района (это Брестская область). Если что-то подобное действительно произойдет, то это может подтолкнуть Белоруссию к ответным военным мерам.
«СП»: Лукашенко на эту тему рассуждает довольно часто.
— Белоруссия не имеет каких-то военно-политических целей на Украине, и сама идея участия в конфликте непопулярна среди населения. Поэтому втягиваться Минск не хочет и подчеркивает, что это произойдет только в качестве ответа на внешнюю агрессию. Лукашенко сейчас — «президент мира», т.е. человек, обеспечивающий мир и стабильность в Белоруссии. Это его главный внутриполитический ресурс, и терять его он не хочет.
Источник