Дутерте: Русские со мной. И я теперь не боюсь

10:54 31.05.2017
0 1153
Дутерте: Русские со мной. И я теперь не боюсь

Президента Филиппин Родриго Дутерте заслуженно считают одной из самых заметных фигур на политическом горизонте Юго-Восточной Азии. Это своего рода местный Трамп – он не стесняется ломать стереотипы и высказываться без всякой двусмысленности и вежливости. До недавнего времени самым  громким из его высказываний был призыв расстреливать наркодилеров (наркотрафик давно превратился в бедствие Филиппин), но в ходе визита в Россию он, по-видимому, решил достичь новых высот. Дутерте предложил не больше и не меньше как смену внешнеполитического курса Филиппин.

Сегодня это островное государство является третьим (наряду с Японией и Южной Кореей) важнейшим союзником Соединенных Штатов в Восточной Азии. Действительно, предыдущий американский президент (как и многие другие), по мнению Дутерте  явно  повел себя неправильно – Барак Обама не одобрил жестокость филиппинского коллеги в области борьбы с наркотиками и отказался встречаться с ним. Однако, казалось бы, со сменой в Белом Доме черного президента на рыжего проблема разрешилась сама собой. Разумеется, Трампу нравится его филиппинский партнер (настолько, что в неофициальном телефонном разговоре Трамп называл его просто Родриго, а Дутерте в ответ говорил ему «господин президент»). Новый американский президент не просто высоко оценил жесткую линию Дутерте в отношении наркоторговцев, возникло даже впечатление, что Трамп немного завидует ему из-за того, что не может применить этот опыт в Соединенных Штатах. Впрочем, Дутерте понимает, что Трамп – это еще не вся Америка. Остается тот же Конгресс, где от филиппинского лидера далеко не в восторге.

«Америка лицемерна. Левая рука не знает, что творит правая, поэтому всегда возникают недоразумения и проблемы, и если не ненависть, то неприязнь друг к другу, – сказал Дутерте. – И поэтому я решил коренным образом изменить внешнюю политику. Трамп – мой друг. Но моя внешняя политика больше не будет прозападной. У нас теперь есть реальный союз с Китаем, и я надеюсь наладить рабочие отношения с Россией. Почему? Потому что весь западный мир, Евросоюз и прочие – лицемерны».

Фактически филиппинский лидер говорит не просто о рабочих отношениях и о некоем альянсе, а о создании стратегической оси «Манила-Пекин-Москва». Однако, у специалистов в связи с этим возникают вопросы. И самый большой и них связан с Пекином.

Китайский дуализм

Очевидно, что США пытаются использовать Филиппины для противодействия Пекину и создания системы сдерживания Китая в Восточной Азии. Однако, филиппинцам не нужна такая роль передового отряда (если японцы и южнокорейцы не могут отказаться, то у Манилы есть выбор, поскольку Северная Корея, от которой нужно защищаться, не находится рядом), и филиппинского президента, мягко отклонившего предложение, все поняли бы. Тем более, что Китай в награду за этот отказ готов вложить в экономику страны серьезные инвестиции (в апреле Пекин пообещал инвестировать в Филиппины 24 миллиарда долларов). Впрочем, здесь трудно говорить о каком-то альянсе, ведь в конце концов между странами существует весьма серьезный территориальный спор. Напомним, что Китай претендует на 90 процентов акватории Южно-Китайского моря, в том числе и на часть островов, принадлежащих Филиппинам. И не просто претендует, но и угрожает применить силу в случае неуважения к своим требованиям. Си Цзиньпин ясно дал понять Дуэрте, что не следует пытаться воплотить в жизнь решения Гаагского трибунала (который признал незаконными действия Китая, направленные на аннексию спорных островов). «Мы друзья, мы не хотим ссориться с вами, но если вы захотите обострить этот вопрос, мы начнем войну», – так описал позицию китайского лидера его филиппинский коллега.

Дутерте заинтересован в китайских инвестициях, и совершенно не заинтересован в китайских ракетных ударах, поэтому он строго подчиняется указаниям Пекина. Так, во время своей президентской кампании эксцентричный сеньор Родриго обещал «сесть на водный скуттер, отправиться на остров и водрузить там филиппинский флаг», однако потом сказал, что он просто пошутил. В апреле президент отдал приказ об отправке войск на ряд спорных островов с целью их укрепления, однако, стоило китайскому руководству лишь приподнять бровь, он немедленно заявил, что оружие на островах размещаться не будет.

Впрочем, президент ясно дает понять, что он готов изменить позицию. «Вы хотите, чтобы я начал войну с Китаем? Но разве у меня есть ракеты, чтобы атаковать Китай? Разве у меня есть противоракетная оборона , чтобы защищаться, если они захотят напасть?», – откровенно говорит Дутерте. Действительно, 51-й армии мира трудно воевать с 3-й, поэтому филиппинский президент просит об оружии.

Было бы логично адресовать эту просьбу американцам, поскольку, во-первых, они являются главными поставщиками (на Вашингтон приходится 70 процентов поставок вооружений для филиппинской армии) и во-вторых, Белому Дому было бы выгодно вооружить Филиппины против Китая. Однако, Конгресс увязывает поставки оружия с соблюдением прав человека. Кроме того, это в основном устаревшее оружие, предназначенное для противоповстанческих операций. На новое оружие у Манилы нет денег.

Москва поможет?

И вот здесь Дутерте делает неожиданный кульбит и обращается за новейшими вооружениями (в том числе и для защиты от Китая) к третьему партнеру предполагаемого триумвирата – России. «Я думаю, у вас есть системы более высокой точности. А поскольку Россия в этом лучше, чем американцы, я решил обратиться к ней. Однако, русские не только лучше, они щедрые и готовы прийти на помощь», заявил Дутерте во время своего визита в Москву.

Слово «щедрые» здесь несколько раздражает. По мнению некоторых экспертов, речь идет о попытке «выбить» у России оружие по «братской цене», поскольку денег на приобретение по рыночным ценам, как уже было сказано, у Манилы нет. Эту же цель преследуют и различные политические заявления президента Филиппин о важности России и ее надежности. «Русские со мной. И теперь я не боюсь», – сказал Дутерте во время визита на российский крейсер «Варяг», заходивший в апреле в порт Манилы.

Однако, готова ли Москва удовлетворить просьбу филиппинского президента? Что она при этом получит, кроме возможности вставить очередную шпильку Соединенным Штатам (Кремль «уводит» одного из ключевых союзников Америки)?

Экономические преференции? Маловероятно. В 2016 году объем российско-филиппинской торговли составил всего 226 миллионов долларов, что на 80 миллионов меньше, чем с Соединенными Штатами.

Геополитическое позиционирование? Также вряд ли. На рынки стран АСЕАН Россия выходит в основном через Вьетнам, где элиты и население относятся к Москве достаточно тепло.  Филиппины же с давних пор являются враждебной страной, население которой настроено в основном проамерикански  (около 70 процентов филиппинцев позитивно относятся к Соединенным Штатам).

Надежного партнера? Не вполне, поскольку положение самого Дутерте является довольно шатким. В марте 2017 года его рейтинг доверия составлял 78 процентов, однако оппозиция подала против него иск об импичменте. И это было связано именно с Китаем (бездействие президента в связи с использованием Китаем территорий, которые резолюция ООН в 2012 году признала филиппинскими). Да, Дутерте сумел тогда отбиться, но его политическое положение внутри страны остается нестабильным. И его «независимая внешняя политика» лишь усиливает эту нестабильность. «Мы отказываемся от помощи Евросоюза из-за критики нашей ситуации в области прав человека (речь идет о выделенных Брюсселем грантах на сумму 200 миллионов долларов, которые Дутерте проигнорировал), но принимаем угрозы от других стран. Это получается как-то  непоследовательно», заявил сенатор Паоло Акино. Колоритный филиппинский президент завел себе слишком много внутренних и внешних врагов (исламисты, наркомафия, политические кланы, например, клан того же Акино, к которому принадлежал предыдущий глава страны). И это уже не говоря о вероятной реакции Пекина на такое сотрудничество. Возможно, России лучше было бы постоять в стороне и посмотреть, как китайцы разбираются с американцами из-за Филиппин. Разумеется, хорошо бы также получить за это компенсацию, и желательно с обеих сторон.


Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса