Политику США определяют не президенты, а 4 военно-промышленных монстра
Все больше политиков, обозревателей и аналитиков в США приходят к выводу, что беспрецедентные поставки Америкой вооружений во всем мире приводят к разжиганию конфликтов, а не к установлению демократии, о чем так в своих речах пекутся американцы. Более того, четверка ведущих американских оружейных корпораций активно вмешивается во внешнюю политику США.
Год тому назад Институт Куинси опубликовал статью Уильяма Д. Хартунга «Содействие стабильности или разжигание конфликта? Влияние продаж оружия США на национальную и глобальную безопасность», в которой приводятся интересные цифры и данные о методах американского ВПК. Статья актуальна — 13 ноября на этот доклад ссылался ресурс Foreign Policy in Focus.
В своем отчете Хартунг приходит к вполне очевидным выводам. Но важно другое — уже внутри самой Америки все больше людей начинает понимать, что американский ВПК не просто астрономически зарабатывает на всех конфликтах, но и напрямую начинает влиять на внешнюю политику США.
Слова «угроза безопасности», «защита национальных интересов», «развитие демократии» становятся лишь ширмой для прикрытия своего стремления гигантов ВПК извлечь максимум прибыли из военных конфликтов по всему миру. А если конфликтов нет — то они создаются, и зачастую весьма топорно.
На основе данных, представленных сотрудником Института Куинси, можно сделать вывод, что конфликты последних 20 лет, возможно были инициированы при непосредственном участии лидеров производства вооружений в Америке. Особенно это прослеживается в 2022 и 2023 годах. Конфликт на Украине, а теперь и начавшаяся палестино-израильская война.
Предложения США по оружию резко упали в первый год правления администрации Байдена (2021 год) — до 36 миллиардов долларов по сравнению со 110,9 миллиардов долларов в последний год правления администрации Трампа. Это падение, возможно, было частично связано с менее агрессивным подходом к стимулированию продаж оружия. Но, скорее всего, было следствием насыщения рынка, вызванного огромным объемом сделок, заключенных при администрациях Обамы и Трампа.
Уже в 2022 году предложения значительно выросли — до 65 миллиардов долларов по состоянию на октябрь. Частично это связано с увеличением продаж в Европу и Азию, связанным с ориентацией Пентагона на «конкуренцию с великими державами» — Россией и Китаем.
Администрация Байдена продолжает вооружать безрассудные, репрессивные режимы, такие как Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Нигерия и Филиппины, которые действуют таким образом, что подрывают интересы США и рискуют втянуть Соединенные Штаты в ненужные конфликты.
Автор отмечает, что военная помощь Украине не сопровождалась дипломатической стратегией урегулирования конфликта. Что привело к его затягиванию и, как следствие, к увеличению прибылей компаний ВПК.
Помощь Украине осуществлялась самыми быстрыми темпами из всех программ военной помощи США со времен пика войны во Вьетнаме.
Но Соединенным Штатам не удалось предложить сопутствующую дипломатическую стратегию, направленную на прекращение войны до того, как она перерастет в длительный, мучительный конфликт или превратится в прямую американо-российскую конфронтацию, — пишет Хартунг.
И делает правильные выводы — Вашингтону необходимо предпринять шаги, чтобы финансовые интересы горстки поставщиков оружия не определяли критические решения американской политики экспорта оружия. Из 101 миллиарда долларов предложений по оружию с момента прихода к власти администрации Байдена более 58% касались систем вооружений, произведенных четырьмя компаниями: Lockheed Martin, Boeing, Raytheon и General Dynamics.
Концентрированная лоббистская сила этих компаний, включая «вращающуюся дверь» со стороны агентства по продаже оружия Пентагона и использование рабочих мест, связанных с экспортом оружия, для политического влияния, была использована в усилиях по расширению экспорта оружия из США как можно большему количеству иностранных клиентов. Насколько это возможно, зачастую помогая преувеличивать угрозы.
Необходимое пояснение термина «вращающаяся дверь»: термин относится к перемещению высокопоставленных сотрудников с рабочих мест в государственном секторе на рабочие места в частном и наоборот. Характерный пример — нынешний министр обороны США Ллойд Остин, который до назначения на пост министра был членом правления компании Raytheon Technologies.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), на долю США пришлось 39 процентов крупных поставок оружия за пятилетний период с 2017 по 2021 год. Это вдвое превышает долю рынка России и более чем в восемь раз превышает долю Китая.
Текущая политика и практика США в области вооружений слишком часто разжигает войну, а не сдерживает ее — приходит к очередному выводу Хартунг. Примерно две трети нынешних конфликтов — 34 из 46 — затрагивают одну или несколько сторон, вооруженных Соединенными Штатами. В некоторых случаях продажи США оружия играют важную роль в разжигании и поддержании конфликта. Это противоречит давнему аргументу, что американское оружие обычно способствует стабильности и сдерживает конфликты. Некоторые поставки США обостряют конфликты, усиливают напряженность и подпитывают региональную гонку вооружений.
Так вот, на основе рейтингов ангажированной проправительственной конторы Freedom House Конгресс и Сенат США решают, кому «помогать» на пути к «свободе» (оружием в том числе), а кого нужно подвергнуть санкциям.
По состоянию на 2021 год Freedom House определил как «несвободную» 31 страну мира. И США предоставили оружие и обучение эти странам. Хотя вооружение такого рода правительств противоречит обязательству администрации Байдена поддерживать «демократию», а не «автократию».
Например, коалиция во главе с Саудовской Аравией, вооруженная американским оружием, совместно с ОАЭ осуществила интервенцию Йемена, которая длится вот уже более семи лет.
Согласно отчету Счетной палаты правительства за июнь 2022 года, Соединенные Штаты осуществили продажу оружия Саудовской Аравии и ОАЭ на сумму более 54 миллиардов долларов с 2015 по 2021 год. Или 17% от общего объема продаж военной техники за границу правительства США.
В результате неизбирательных авиаударов погибло более 24.000 человек. Около 9.000 гражданских лиц, погибли при бомбардировках таких целей, как рынки, водоочистные сооружения, больницы, школьный автобус, свадьбы и даже похороны. Воздушная и морская блокада затруднили импорт критически важных товаров, таких как топливо, продукты питания и медикаменты. Это поставило Йемен на грань голода и привело к гибели почти 400.000 человек.
Война в Йемене вызвала нестабильность в регионе и усилила недовольство Соединенными Штатами, что подорвало их способность достигать своих стратегических целей.
Но вернемся к оружейникам. Журнал Foreign Policy in Focus процитировал статью Уильяма Хартинга 13 ноября, дополнив выводы специалиста. Вот что они пишут.
Оружейное лобби США использует войну для аргументации различных действий, которые выходят далеко за рамки всего, что необходимо для поддержки Украины. К ним относятся мало ограниченные многолетние контракты; ослабление защиты от поднятия цен; быстрое одобрение зарубежных продаж; строительство новых заводов по производству оружия.
«Мы не извиняемся за создание этих систем, производство этого оружия… Дело в том, что со временем мы увидим некоторую выгоду от этого бизнеса. Все, что сегодня поставляется в Украину, конечно, поступает из запасов либо Министерства обороны, либо наших союзников по НАТО, и это все хорошие новости. В конце концов, нам придется пополнить его, и мы увидим выгоду для бизнеса в ближайшие годы», — заявил глава Ratheon Грегори Хейс в интервью Harvard Business Review в начале войны на Украине.
Оружейные компании не просто подчиняются законам США, но и активно стремятся их формировать, в том числе прилагая значительные усилия для блокирования законодательных усилий по ограничению продаж оружия.
Теперь военная промышленность продвигает усилия по более быстрому выпуску оружия через «реформы» программы зарубежных военных продаж, в которой Пентагон, по сути, выступает в качестве брокера по оружию между этими оружейными корпорациями и иностранными правительствами.
Вместо того, чтобы романтизировать военно-промышленный комплекс, не пора ли поставить его под больший демократический контроль? Ведь от этого зависит очень много жизней — делает вывод Уильям Д. Хартунг. И с этим сложно не согласиться.
Источник