Евгений Сатановский: Макрон едет в Среднюю Азию добывать уран
Елисейский дворец объявил, что президент Франции Эммануэль Макрон планирует на предстоящей неделе совершить турне по Центральной Азии, посетив Казахстан и Узбекистан.
«Франция готова поддержать эти две страны на пути реформ и модернизации, внести вклад в диверсификацию международных связей, поддержать их независимость и суверенитет, а также их намерение укреплять отношения с Европой», — приводит агентство AFP заявление администрации французского лидера.
Общаясь с российским политологом, президентом научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгением Сатановскиим, «Свободная Пресса» обратила внимание собеседника что ранее Франция никогда, вроде бы, не обладала влиянием в данном регионе: «Англичане — да, были, а французов не было. Что же их влечет в Центральную Азию сейчас?».
— Так в Центральной Азии когда-то было и китайское влияние — Ли Бо, великий китайский поэт, родился в районе VIII века на территории нынешней Киргизии, которая по тем временам была Китаем. И все раннесредневековые города этого региона — это сплошь Китай. И что? Мало ли чье там было влияние?
Турки туда рвутся с начала XIX века — те же самые диджиды Энвер-пашу зарубили на территории нынешнего Таджикистана. А Россия в регион пошла с XVIII века, и в XIX все аккуратно закончила.
Почему там не быть французам? Уран, нефть, газ — это в первую очередь.
Для Франции уран, исходя из потери Нигера, причина номер один: нефть и газ они и из других мест могут взять, а вот уран — мало откуда. Потеряв Африку, французам необходимо сырье для атомной энергетики, которая у них составляет основу всей энергетики страны. Наиболее серьезные взаимодействия у Франции в постсоветские времена были именно с Казахстаном. Впрочем, газ и нефть, разумеется, тоже не мешают.
Все началось с распада Советского Союза — «территория свободы»: заходи, бери — не хочу. Как говорится, шкатулка с ископаемыми.
«СП»: Можно ли предположить, что европейцы сейчас будут пытаться перетянуть Шавката Мирзиёева и Касым-Жомарта Токаева в свой лагерь?
— Что значит «перетянуть»? Все они свободные, независимые, многовекторные. Куда их перетягивать?
Вопрос лишь в том, в какой мере Франция откусит какой кусочек, какой кусок откусили, или удержат американцы, что получит Китай, что возьмут турки, что, наверное, возьмут иранцы, которые на это все тоже с интересом смотрят. Другое дело, они сейчас заняты по самое не хочу в других местах. И так далее, и так далее. Ну, и в какой мере, что-нибудь останется после нас. Или — не останется.
Но здесь очень важно понять: Астану и Ташкент никто никуда не перетягивает — они в Организации тюркских государств.
Если наши интеграционные процессы сейчас дышат на ладан, то турецкие раскручиваются по нарастающей. Когда вы смотрите основополагающие документы ОТГ, вам становится ясно, что там идет работа на столетия вперед — с интеграцией в единую систему по языку, культуре, истории, по учебникам — что очень важно. И эта работа приведет к тому, что нас там не будет, потому что в первую очередь эта работа направлена против нас, против всего того, что называется «русский дух и Русью пахнет».
Понимание того, что все эти страны столетия были оккупированы, масштабно внедряется турками в Среднюю Азию. Более того, Турция, разрабатывая свою новую Оттоманскую порту, не требующую физического контроля над теми, или другими территориями, но требующей контроля над умами молодежи и элиты, грамотно работает и в Африке, эксплуатируя тему колониализма. В их учебниках для африканских школ аккуратно выделены две страны, которые никогда в Африке колоний не имели, но, тем не менее, записаны в колониальные державы — Россия и Китай. Россия в качестве Советского Союза называется примером колониальной эксплуатации африканских государств, а Китай — из-за его сегодняшнего проникновения на континент.
У нас же на эту тему — вакуум, пронизанный различными милыми рассказами — мол, как же, еще вчера мы были гражданами одной страны, и вообще, ребята, вся ваша государственность пошла от России… А вам говорят: да нет, вы — оккупанты. Вот, турки нам рассказали, что вы оккупанты. А про Великую Отечественную войну — так это вы кровью нашего народа смывали свои собственные провалы в первые годы войны.
Вот как все это работает сейчас. А вы — про французов…
Источник