Болгарские власти испугались русских священников, и дали 24 часа на возвращение в Россию
Власти Болгарии выслали из страны трех священников Русской православной церкви. Речь идет о настоятеле храма Святителя Николая Мирликийского в Софии — подворья Московского патриархата — архимандрите Вассиане и двух его служителях.
Как сообщили в МИД РФ, 21 сентября священники были вызваны в иммиграционную службу Болгарии, где получили предписание в 24 часа покинуть территорию этой балканской страны, как лица, якобы, представляющие угрозу для ее национальной безопасности.
При этом их, как преступников, посадили в автозак и доставили к месту проживания, чтобы они могли собрать свои вещи. После чего завезли на подворье, в храм, а затем — на границу с Сербией, где фактически бросили на произвол судьбы, рассказала посол РФ в Болгарии Элеонора Митрофанова.
В российской дипмиссии событие оценивают как беспрецедентное. Во-первых, Церковь от государства отделена, и неясно, почему вообще светские власти отдают приказы. А кроме того непонятно, каким образом священнослужители могут угрожать национальной безопасности Болгарии.
По словам Митрофановой, «в Русскую церковь в Софии ходит много прихожан» и подобное событие — «падение в пропасть». «Можно сказать, что они просто плюнули в лицо нашей церкви, тем более что это произошло в Рождество Пресвятой Богородицы», отметила посол.
Официальная София инцидент пока не комментирует.
В свою очередь Русская православная церковь выразила протест в связи с провокационным демаршем властных структур Болгарии.
«Выдворение священнослужителей, призванием которых является служение Богу и людям, проповедь мира и братства между народами, — возмутительное деяние, продиктованное русофобскими мотивами и желанием перечеркнуть славные страницы общей истории Болгарии и России», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте Отдела внешних церковных связей Московской патриархии.
Подчеркивается, что предпринятая властями Болгарии грубая мера полицейского произвола направлена на подрыв традиционно дружественных отношений между двумя Церквами-сестрами и имеет целью настроить друг против друга братские народы, связанные общей историей и единой верой.
Свою оценку выходке болгарских властей дали и в российском МИД — «возмущены и шокированы случившемся».
Как отметила официальный представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова, этот «вопиющий недружественный акт» не поддается никакому логическому объяснению. И особое кощунство состоит в том, что шаг этот предпринят в праздник Рождества Пресвятой Богородицы — священный и чистый день для прихожан Русской православной церкви.
«Это ещё раз говорит о том, что нынешнее руководство Болгарии окончательно встало на путь разрушения не только политических контактов между государствами, но и культурно-гуманитарных связей между нашими народами. Теперь цель — разорвать отношения между сестринскими Русской и Болгарской православными церквами, братские связи между русским и болгарским народами», — указала Захарова.
Дипломат также подчеркнула, что «ответственность за стремительную деградацию двусторонних связей между Россией и Болгарией полностью лежит на болгарской стороне».
Нелишним будет напомнить, что храм Святителя Николая Мирликийского, настоятелем которого является отец Вассиан, был заложен в 1907 году на участке земли, который болгары выделили русской общине еще в 80-х гг. 19 века в благодарность за освобождение Болгарии от османского ига. Изначально здание храма предназначалось для дипломатической миссии Российской империи. В «двадцатые» оно служило приходской церковью осевших в Софии русских эмигрантом, а в 1953 г. храм решено было сделать подворьем Московского патриархата в болгарской столице.
Теперь, по словам Марии Захаровой, этот старинный русский храм, который много лет служил местом общей молитвы русских и болгар, будет закрыт.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила доцента факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ, кандидата исторических наук Вадима Трухачёва:
— Не надо преувеличивать тесноту наших связей с Болгарией, в двух мировых войнах мы били по разные стороны. Болгарское население в целом неплохо относится к России — не будем говорить, что оно в большинстве своем русофильское, хотя их там действительно немало.
Но есть одна проблема. Это общая проблема православных стран, где и Россия не исключение — разрыв между народом и властью довольно большой. И решение по выдворению принимала не Болгарская православная церковь, а светские власти.
«СП»: Есть у них право вмешиваться в дела церкви и отдавать подобные приказы?
— На это они легко ответят: это «не вмешательство в дела церкви, а опасение за национальную безопасность Болгарии, которой угрожают вот эти означенные иностранцы».
Что касается оснований, то достаточным основанием, с их точки зрения, является тот факт, что Россия угрожает Болгарии, как члену Евросоюза и НАТО.
И Болгарская православная церковь к этому не имеет никакого отношения.
Если же мы говорим об отношении церкви и государства, то, опять же, в Греции, Болгарии, Румынии государство и церковь довольно тесно между собой связаны. Что, в общем-то, выбивается из того, что мы привыкли видеть в Европе.
Ну, такова православная традиция. И в данном случае эта православная традиция сыграла против наших священнослужителей.
Близость церкви и государства дает основание государству по неформальным каналам влиять на церковную жизнь. А тут, тем более, были и формальные каналы. Речь идет о российских гражданах. И то, что все трое священнослужители, никак не отменяет того факта, что они являются гражданами России.
«СП»: Можете оценить, каково сегодня вообще Русской православной церкви в Европе, где отменяют все русское?
— Пока что все-таки этого не происходит. Здесь будем иметь ввиду, что в католических и протестантских странах разделение церкви и государства жестче. И там вряд ли может иметь место вот такая история, как в Болгарии. Это возможно в Греции, в Румынии, но вряд ли в католической или протестантской стране.
Проблем конкретно с православием в Румынии, Болгарии и Греции пока нет. Это более консервативные страны, чем европейские, процент верующих там высок. Единственное, что все три страны обязали все-таки церковь от государства отделить. Если раньше они имели государственный статус, то теперь имеют статус первой конфессии. Конфессии, играющей особую роль в жизни государства и общества, только формально без государственного статуса.
Но повторюсь: неформальная связь между государством и церковью по-прежнему сильна. И в данном случае она сработала против.
Эксперт «Изборского клуба», политолог Владимир Можегов, в свою очередь, обратил внимание на то, что Болгария — зависимая страна:
— Уже даже не удивляет, что в маленьких странах, вроде Болгарии или, например, Эстонии, творятся зачастую просто вопиющие вещи. Но одно дело, народ Болгарии, который на все эти дикости смотрит, другое — властные элиты, которые зависимы от Европарламента и от всей этой западной глобалистской верхушки. Потому делают то, что им говорят.
Причем часто делают такое, отчего даже у брюссельской бюрократии от удивления округляются глаза.
В Эстонии, скажем, человека могут отправить в тюрьму, если он просто попытается усомниться в «правильности» позиции Украины в конфликте с Россией. Причем сажают как русских, так и эстонцев, и на большие сроки.
Собственно, глядя на то, как ведут себя эти крошечные псевдогосударства, можно увидеть, куда катиться мир. Так как в стремлении выслужиться власти там бегут впереди паровоза. Это поведение абсолютно безвольных зависимых людей, своего рода, «стокгольмский синдром».
И я бы не стал говорить, что все болгары неблагодарные негодяи. Нет, они обычные люди, пророссийски настроенные, в большинстве своем.
У местной власти там особой поддержки в народе нет. Да и глобалистская верхушка к ним тоже относится, как к мусору. Оттого они и ведут себя, как такие моськи в истерике — постоянно гадят и заливаются злобным лаем.
Источник