«Простого способа нет». Эксперты — о предстоящей операции Израиля в Газе
Израиль, вероятно, сможет добиться поставленных целей предстоящей наземной операции против ХАМАС в секторе Газа, но огромной ценой для израильских войск и палестинских мирных жителей, оказавшихся в центре войны, считают эксперты, опрошенные The Wall Street Journal (WSJ).
Основной проблемой аналитики называют ведение боев в зоне плотной городской застройки и вспоминают битву возглавляемой США международной коалиции против «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация) в иракском Мосуле, откуда террористов удалось вытеснить, но ценой разрушения города и тысяч жизней мирных жителей, пишет газета.
Как отмечает WSJ, боевые действия в условиях городской застройки, а в Газе десятки многоэтажных домов, благоприятствует обороняющейся стороне и уменьшает преимущества атакующей. «Если Израиль сделает то, что, по его словам, он хочет сделать — свергнет ХАМАС и уничтожит его военный потенциал, — мы говорим о Мосуле по всему сектору Газа», — считает Майкл Горовиц, эксперт по разведке из консалтинговой компании Le Beck. По его словам, это означает «действительно большие жертвы среди гражданских и значительный ущерб».
Бои за Мосул в 2016–2017 годах, в которых международная коалиция во главе с США поддерживала иракские силы, продолжались 277 дней. В итоге боевиков «Исламского государства» удалось вытеснить из города. Как отмечает газета, окончательные потери, связанные с боевыми действиями, так и не были до конца установлены. Расследование Associated Press, основанное на данных с кладбищ и информации неправительственных организаций, показало, что в Мосуле были убиты от 9 тыс. до 11 тыс. мирных жителей. Издание отмечает, что численность населения иракского города была сравнима с Газой — около 2 млн человек.
«Бои в городах идут очень медленно, они затяжные и обходятся дорого. Простого способа сделать это нет», — предупреждает старший научный сотрудник Института исследований внешней политики Роб Ли. По его словам, в условиях войны в жилой застройке с противником, который не собирается сдаваться, военные операции требуют времени.
Времени у Израиля, скорее всего, не будет, говорится в материале WSJ. Парадокс заключается в том, что чем быстрее ЦАХАЛ будет вынуждена действовать, тем больше ей придется прибегать к грубой силе, увеличивая число жертв среди мирного населения и ущерб инфраструктуре Газы, говорит Майкл Найтс, эксперт Вашингтонского института ближневосточной политики, освещавший кампанию против «Исламского государства» в Ираке и Сирии.
По его мнению, если «искусственно» ускорять операцию, как в какой-то степени было в Мосуле, говорить «быстрее, быстрее делайте это», то это приводит к тому, что город сравняют с землей. «Если бы я был израильтянином, я бы сказал международному сообществу: «Дайте нам 180 дней, и мы сделаем это с меньшими потерями. Если вы заставите нас попытаться сделать это за 30 дней, это будет на вашей совести», — сказал Найтс.
Мало сомнений, что ЦАХАЛ сможет достичь целей в Газе и в некотором смысле это будет более легко, чем коалиции в Мосуле, считает отставной полковник американской армии Джоэл Рейберн, который ранее был советником по стратегической разведке Центрального командования США. «ХАМАС потерпит тактическое поражение в Газе, они не смогут устойчиво защищать Газу», — считает он. По мнению отставного полковника, Газа похожа на остров и у палестинского движения нет тыловой поддержки и возможности пополнять запасы.
У израильской армии уже есть опыт проведения наземных операций в Газе, отмечает газета. Они проводились в 2008–2009 и 2014 годах, но были нацелены на сдерживание ХАМАС, а не на его полную ликвидацию. В 2014-м элитная пехотная бригада ЦАХАЛ «Голани» пыталась захватить район Шуджайя в Газе и понесла серьезные потери, а продвинуться ей удалось только после авиаударов и интенсивных артиллерийских обстрелов, которые привели к многочисленным смертям среди гражданского населения, пишет WSJ.
C тех пор ХАМАС получал более совершенное оружие от Ирана, включая современные противотанковые управляемые ракеты, утверждает издание. Израильские танки обладают защитой от них, но не обязательно всегда надежной, говорится в материале. «ХАМАС выжидает, ХАМАС подготовился к наземному вторжению, и, без сомнения, будут жертвы», — сказал Коби Майкл, бывший глава отдела по Палестине в Министерстве стратегического планирования Израиля. «Другой вариант [для Израиля] — просто собраться и уйти», — полагает он.
Израиль должен выиграть войну, но продемонстрировать, что действует с очень продуманным оперативным планом и военной стратегией, основанной на разведке, считает маршал в отставке, экс-руководитель оперативного отдела Минобороны Британии Эдвард Стрингер, который в том числе курировал воздушную кампанию в Ливии в 2014 году. Использовать все тяжелое вооружение, чтобы сровнять Газу с землей в качестве акта возмездия, тем самым сплотив противников и заставив союзников думать о том, как защищать позицию Израиля, для ЦАХАЛ «было бы не очень умно», полагает он.
Президент России Владимир Путин называл атаку ХАМАС на Израиль «беспрецедентной по жестокости», а также указывал, что страна имеет право на защиту. В то же время Москва исходит «из безальтернативности решения палестино-израильского конфликта путем переговоров», отмечал он. Российский постпред в ООН Василий Небензя в середине октября выступил за режим прекращения огня и призывал Израиль поставить во главу угла международное гуманитарное право, в центре которого оказались мирные палестинские граждане.
Источник