Виктор Литовкин: США снова провоцируют гонку ядерных вооружений
Соединенные Штаты провели подземные испытания на ядерном полигоне в Неваде. Произошло это, по данным Bloomberg, «всего через несколько часов» после того, как Госдума приняла закон об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Согласно пресс-релизу американского Минэнерго, команда специалистов полигона осуществила на объекте подземный химический взрыв с целью улучшения возможности Соединенных Штатов выявлять подобные ему маломощные свидетельства военно-промышленной активности по всему миру.
«Эти эксперименты продвигают наши усилия по разработке новых технологий в поддержку целей США по нераспространению ядерного оружия. <…> Они помогут уменьшить глобальные угрозы за счет улучшения обнаружения подземных ядерных взрывных испытаний», — заявила представитель Национального управления ядерной безопасности (NNSA, подразделение ведомства) Кори Хиндерштейн.
Отмечается, что испытания производились в специальном туннеле с использованием химических взрывчатых веществ и радиоизотопных индикаторов. Взрыв отслеживался сетью сейсмических, инфразвуковых, электромагнитных и иных датчиков.
Случайно так совпало или нет, но ранее в тот же день, 18 октября, депутаты Госдумы единогласно (во втором и третьем чтении) приняли законопроект о дератификации ДВЗЯИ. На предстоящей неделе это решение должны утвердить сенаторы, а затем президент.
Именно Владимир Путин, напомним, на заседании дискуссионного клуба «Валдай» допустил, что Россия может отозвать ратификацию этого документа. Тем самым, «повести себя зеркально в отношениях с Соединенными Штатами», которые договор так и не ратифицировали. При этом глава государства уточнил, что не может сейчас сказать, необходимы ли России испытания ядерного оружия.
Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил, что дератификация еще не означает намерения России провести ядерные испытания. И Путин в первую очередь имел в виду необходимость приведения к единому знаменателю ситуации де-факто.
В пояснительной записке к законопроекту Госдумы об этом, собственно, и говорится — что ратификацию необходимо отозвать, чтобы устранить дисбаланс между Россией и США относительно объема обязательств по договору о запрете ядерных испытаний. При этом указывается, что наша страна продолжит участвовать в договоре «со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами».
Комментируя проведение нового эксперимента в Неваде, обозреватель агентства Bloomberg Джонатан Тирон отметил, что такие действия Вашингтона в период обострившихся отношений между Штатами и Россией «могут быть неверно истолкованы и привести к дальнейшей эскалации» и «новой гонке вооружений между ядерными державами».
Вместе с тем, еще до голосования в парламенте по отзыву ратификации, директор департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Владимир Ермаков заявил, что Россия не станет проводить ядерные испытания первой и пойдёт на это, только если такой шаг сначала совершат США. При этом он полагает, что Вашингтон не отказывается от идеи провести полноценное испытание в целях модернизации ядерного арсенала. На это, по его словам, указывает тот факт, что американцы «продолжают поддерживать свой испытательный полигон в Неваде в состоянии повышенной готовности».
В 2024 финансовом году, который наступил в США 1 октября, американская администрация, по ее заверению, намерена провести там два субкритических ядерных испытания, напоминает ТАСС. Кроме того, Штаты планируют осуществлять приблизительно по три субкритических ядерных эксперимента в год в период до конца нынешнего десятилетия. Всего же на этом объекте с 1992 года, согласно официальным данным, было проведено 33 подобных эксперимента.
В Кремле на американский взрыв уже отреагировали. По словам пресс-секретаря российского лидера Дмитрия Пескова, Россия внимательно следит за действиями Вашингтона.
Чего американцы «нахимичили» в этот раз на полигоне в Неваде, «СП» объяснил военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Литовкин:
— Судя по тому, что эксперимент проходил с использованием радиоизотопов, его цель заключалась в проверке способности сейсмической сети обнаруживать проведение ядерных испытаний со стороны других государств. Потому что где бы ядерное испытание ни проводилось: под землей, в воздухе, под водой — оно всегда оставляет радиоизотопный след. Который перемещается в пространстве. То есть, если радиоизотопы присутствуют в воздухе, понятно, что это был ядерный взрыв.
Химическое вещество, которое они там взорвали, видимо, соответствует ядерному взрыву небольшой мощности. Предполагаю, эквивалентному 5 кт. Может, чуть меньше. Точно сказать, как вы понимаете, не могу, поскольку просто не обладаю такой информацией.
«СП»: Испытания в Неваде и голосование в Госдуме совпали. Случайно, как считаете?
— Действительно, на это многие обратили внимание. Но, возможно, здесь с другой стороны стоит подойти. А именно: мы знали о подготовке американцами таких испытаний, поэтому отозвали ратификацию ДВЗЯИ, чтобы быть, наконец, в это смысле с ними на равных.
Слишком долго мы были благороднее их, ждали 23 года, что они ратифицируют договор. Понятно, бесконечно так не могло продолжаться. Поэтому, зная, что Штаты готовят проведение неких испытаний (собственно, тут и не было особого секрета), наше руководство приняло решение ратификацию отозвать.
Тем более что кроме нас никто из стран «ядерного клуба» ДВЗЯИ не ратифицировал. Индия и Пакистан вообще его не подписали. Китай не ратифицировал, потому что американцы этого не сделали. Лондон и Париж — тоже. А Северная Корея вышла из договора, чтобы развязать себе руки. Правда, все они на добровольных началах обязались не проводить ядерные испытания.
Между тем, провокационные действия США открывают возможность не только для нас, но и для других стран проводить такие испытания открыто. И это — дорога к гонке ядерных вооружений. Я бы даже сказал, что тут американцы открывают «ящик Пандоры».
«СП»: Песков ранее заявлял, что отзыв ратификации не означает намерения России провести ядерные испытания. Теперь мы должны как-то реагировать?
— Давайте все-таки будем точны в формулировках. Они не проводили ядерного испытания. Это был химический эксперимент на ядерном полигоне. Он проходил под землей в тоннеле.
Мы тоже подобные испытания проводим. Только на компьютерах, не натурные — т.е., когда испытания проводятся в реальных условиях, близких к условиях применения. Вот если они начнут испытывать ядерное оружие, то это, соответственно, и нам развяжет руки.
Но в любом случае то, что сделали американцы, плохой знак. Потому что, как я уже сказал, они подают дурной пример тем странам, которые до настоящего момента не проводили такие испытания, но хотели бы это делать. Потому что не у всех есть оборудование, позволяющее разрабатывать и модернизировать ядерное оружие без проведения натурных испытаний.
Мы тоже создаем новые боеголовки и многое другое на компьютерных симуляторах. Но такое моделирование не дает точной картины. Это лишь 90−95% уверенности в том, что мы сделали хороший ядерный боеприпас. Для того, чтобы быть уверенными на сто процентов, надо, как говорят ученые, провести натурные испытания.
Последний раз мы это сделали в 1990 году, еще в СССР. И пока натурные не проводим, потому что были ограничены условиями договора. И, собственно, своих обязательств до сих пор не нарушаем.
Но если на это пойдут США, тогда и нам ничто не мешает сделать то же самое. Остальные страны тем более могут проводить испытания, потому что у них тоже никаких тормозов не будет.
Справка «СП»
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был принят 50-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 сентября 1996 года. Он вводит запрет на испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в мирных целях в атмосфере, в космосе, под водой и под землей. Однако ряд стран (Индия, КНДР, Пакистан) его не подписали, а США, Египет, Израиль, Иран и Китай до сих пор не ратифицировали, в отличие от России, которая сделала это в 2000 году. Поэтому документ в силу не вступил.
Источник