«Перестройка» добралась и до Турции
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган начал реализацию плана по стабилизации внутриполитической обстановки в стране. Он собирается встретиться с руководством ведущих политических партий и движений, чтобы уменьшить накал борьбы, часто переходящей во враждебность между политическими силами, и снизить поляризацию турецкого общества.
Поражение на муниципальных парламентских выборах стало большим ударом по правящей партии «Справедливость и развитие» (ПСР).
Дело дошло до того, что Эрдоган оказался вынужден «наступить на горло своей песне»: впервые за восемь лет он провел полуторачасовую встречу с лидером оппозиции, главой Народно-республиканкой партии (НРП) Озгюрем Озелем, чтобы обсудить принятие новой конституции страны.
Напомним, что действующая Конституция Турции была принята в еще 1982 году и уже, как считают Эрдоган и его сторонники, «не отвечает вызовам современности, несмотря на ряд внесенных поправок». При этом, как сообщает турецкая газета Hurriyet, президент Турции и лидер оппозиции «договорились не прерывать диалог по обсуждению и других насущных проблем страны».
Это предполагает, что речь шла не только о новой Конституции, и не случайно Озель заявил, что «с оптимизмом смотрит в будущее». Но уверенно смотреть в будущее, будучи в оппозиции — позиция странная.
По всем признакам, Эрдоган готовит сценарий формирования с участием оппозиции коалиционного правительства, отодвигая в первую очередь прежнего партнера по правящей коалиции «Партию Националистического действия» (ПНД) Девлета Бахчели. Одновременно он объявил о готовящихся кадровых и структурных переменах в правящей ПСР.
Для Эрдогана такой ход рискованный, поскольку многие в его окружении связывают неудачу на выборах с заговором, существующем внутри ПСР, что обнажает его политические близкие политические тылы.
Такой ход событий ставит под сомнение принятие написанной под Эрдогана новой Конституции. Чтобы избежать такого развития событий, сохранить лидерство в стране, он предпринимает необычные широкие маневры, связанные даже с расколом в ПСР.
Теперь уже никто не скрывает факт, что внутри этой партии сформировалась сильная оппозиция, желающая обновления руководства. Но проблема в том, что ей не удалось выставить на политическую сцену харизматическую личность с достижениями.
Это было невозможно, так как Эрдоган двигал вперед исключительно неброских технократических кандидатов, которые не могли или не успевали стать политиками, умеющими взаимодействовать с большой аудиторией на агитационных митингах, четко и кратко передавать основные тезисы своей предвыборной программы.
Все заслоняла политическая тень президента, мешала выстраивать эффективную коммуникацию с общественными структурами. Что же касается оппозиционных сил, то им удалось конвертировать муниципальные проблемы в большую политику и получить голоса.
С другой стороны, Эрдогану удобно иметь дело с Озелем, который, как пишет газета Milliyet, «не считается среди республиканцев самой яркой личностью, хотя это многолетний член партии и депутат». Но с принятием в новой конституции выстраивается правящая структура власти — сильный президент Эрдоган и, возможно, технический глава правительства Озель.
В такой ситуации правительство Турции может менялся каждые 3−5 месяцев, и Анкара может заявлять, что «уровень демократии в современной Турции достиг уровня, к которому стремятся многие государства мира».
Одним словом, Турция вступает в период «национальной перестройки». Как констатирует газета Sabah, «политические партии страны окутал ветер перемен», который может развернуться в любую сторону. Ставка делается на то, что президент Эрдоган, опытный лидер, сможет контролировать этот процесс. Посмотрим.
Источник