Что может заставить Лукашенко ударить по Украине
Москва введет в Белоруссию военные подразделения в случае агрессии против республики, заявил белорусский президент Александр Лукашенко.
«Россия, по нашему договору, вводит свои подразделения (они определены, какие армии) в Беларусь. Мы принимаем первый удар, а дальше в резерве нас подстраховывает Россия. Это общая — Беларуси и России — война против этих зверей», — подчеркнул он.
Лукашенко также добавил, что ответ Минска в случае агрессии произойдет «мгновенно и адекватно». По его словам, армия республики определила более 20 бригад и батальонных групп, которые будут задействованы на границе для недопущения возможного прорыва с украинской стороны.
При этом, по его словам, представители Киева и Запада неоднократно выходили на связь с Минском, утверждая, что Украине не нужна война с Белоруссией. Лукашенко также добавил, что в Минске это понимают и не собираются вести боевые действия с южным соседом.
Ну, если все всё понимают, к чему тогда эти разговоры? Или мы чего-то не знаем?
— На польско-белорусской и украинско-белорусской границах в последние месяцы наблюдаются перемещения войск, — отмечает руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— Если война с Россией, которую затеял Запад, перейдет в более жесткую фазу, она не сможет обойти Белоруссию стороной.
«СП»: Потенциальные враги Белоруссии понимают, что им придется воевать с Россией? Их это остановит?
— На Белоруссию не нападут, нападут на союзника России. И Запад прекрасно понимает, что в Белоруссии его встретит объединенная группировка российских и белорусских войск. Такая задача и стоит — растянуть линию фронта как можно шире, заставив Россию перевести наиболее боеспособные части с одного направления на другое, из Донбасса и Новороссии — в Белоруссию. У курской авантюры ведь тоже одной из целей было растягивание линии боевого соприкосновения.
«СП»: А как насчет действия в обратную сторону? Если на Россию нападут, Белоруссия впишется? Вторжение в Курскую область поводом не является?
— Неучастие в боевых действиях в России является сейчас тем общественным консенсусом, на котором строится фундамент легитимности Лукашенко. Такой подход солидаризирует и пролукашенковски настроенных белорусов, и оппозицию.
Белоруссия как тихая гавань рядом с воюющими Украиной и Россией — такая картина мира устраивает белорусское общество. России по целому ряду причин — экономического, гуманитарного, геополитического характера — тоже выгодна спокойная Белоруссия как сосед и союзник. Российское руководство прекрасно понимает основы белорусской стабильности, поэтому к участию в войне Белоруссию не подталкивает.
Ну, а симпатии рядовых белорусов в основном на стороне России, потому что в обществе присутствует понимание, что «белорусское экономическое чудо» возможно лишь при поддержке России.
«СП»: Стоит ли понимать, что Белоруссия готова вступить в боевые действия против Украины, дело лишь в подходящем поводе? Каким он может быть?
— Не сомневаюсь, что, если потребуется, Белоруссия вступит в боевые действия на стороне России. Только Минск не ищет повод для этого, а наоборот стремится к миру. Почему так происходит, объяснил выше. Поводом же для участия Белоруссии в войне, на мой взгляд, может стать нарушение белорусской границы, попытка внешней интервенции наподобие курской авантюры ВСУ.
Похоже, Украина и дальше будет стремиться растянуть линию фронта. Видимо, такой план продолжения кампании утвердили в западных штабах. А значит, ничто не мешает им ради достижения этой цели и в Белоруссию вторгнуться.
«СП»: А нужно ли России участие Белоруссии в СВО?
— Всё очень неоднозначно. Ведь в случае нападения на Белоруссию не только ВСУ растянут фронт, но и российская армия будет вынуждена направлять войска в Белоруссию для поддержки белорусских коллег, снимая их с других направлений. Нам это надо? Выходит, что России выгодно, скорее, неучастие, чем участие Белоруссии в СВО.
— Белоруссия фактически находится в полукольце недружественных режимов, — напоминает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Весьма напряжённая обстановка складывается как на границе с Украиной, так и с Литвой и Польшей. Поэтому такие предупреждения закономерны, и звучат не впервые.
«СП»: А Минск готов воевать за Россию при нападении на нее?
— Здесь нужно уточнять, о каком типе конфликта идёт речь. Если речь о фронтальном столкновении с Западом, то Белоруссия неизбежно будет втянута в этот конфликт на стороне России. Нужно также учитывать, что возможности Белоруссии и России очень разные.
Россия — великая военная держава. Белоруссия — небольшое восточноевропейское государство, вооруженные силы которого не превышают 50 тысяч человек. Кроме того, формы военного участия могут быть разные. Например, предоставление своей территории как плацдарма, как это было в начале СВО, или оказание военно-технической поддержки. То, что Белоруссия не хочет быть напрямую втянутой в конфликт, очевидно и, думаю, вполне понятно.
«СП»: Вторжение в Курскую область (т.е. всеми признанную территорию России) таковым случаем является?
— Лукашенко правильно сказал, что ни России, ни Белоруссии не нужно растягивание линии фронта, а именно это произойдет в случае вступления Минска в конфликт. Кроме того, это резко повысит общий уровень эскалации. Ситуация в Курской области не выглядит требующей какого-то прямого участия Белоруссии. Что касается гуманитарной поддержки и помощи беженцам, то Минск уже выразил готовность принять участие.
«СП»: По-вашему, Белоруссия готова вступить в боевые действия против Украины? В каком случае?
— Это произойдет только в случае прямой агрессии со стороны киевского режима.
«СП»: В каком случае Москва может настаивать на участии Минска в боевых действиях, и как будет его принуждать? В чем ее роль? В оттягивании части сил ВСУ?
— Да, основная роль Белоруссии — это сковывание части сил ВСУ и прикрытие России на восточном фланге НАТО. Именно благодаря Белоруссии существует т.н. Сувалкский коридор, создающий весьма угрожающую конфигурацию для той же Прибалтики.
«СП»: Как, по-вашему, на Западе оценивают обязательства Минска и Москвы друг перед другом? Не считают РБ серьезной военной силой, но не хотят провоцировать конфликт с Россией? Или готовы воевать с обеими?
— На Западе прекрасно понимают стратегическое значение Белоруссии, и основная цель там — вбить клин между Москвой и Минском, чтобы оторвать Белоруссию от России. Другой вопрос, что после событий 2020 года сделать это весьма затруднительно.
Источник