Закрыть порты для русских: Евросоюз пытается поставить наш флот на якоря
Франция и Нидерланды предложили ЕС вводить санкции в отношении любого финансового учреждения в мире, которое, по мнению Брюсселя, прямо или косвенно помогает России получать доступ к находящимся под санкциями товарам и технологиям двойного назначения, сообщает агентство Reuters.
В Париже и Амстердаме полагают, что такой запрет позволит подтолкнуть финансовые учреждения на Ближнем Востоке, в Турции и Китае отказаться от сделок с Россией по поставкам подсанкционных товаров двойного назначения из-за риска потерять доступ к европейскому бизнесу и финансовым рынкам ЕС.
Ранее Bloomberg со ссылкой на источники сообщал, что Брюссель в рамках 14-го пакета санкций против России рассматривает возможность закрыть доступ в свои порты 11 судам, которые подозревает «в содействии военным усилиям России», а также запретить транспортным компаниям, не менее 25% которых принадлежат российскому капиталу, работать на территории блока.
Кроме того, EUobserver писал, что в ЕС предлагают запретить портам обслуживать поставки российского СПГ в неевропейские страны, а европейским политическим партиям, НПО и медиа — получать российское финансирование.
Последнее смешно, особенно на фоне того, что Россия остается вторым по величине поставщиком СПГ в Евросоюз с долей около 16%. В прошлом году европейцы увеличили покупку российского сжиженного газа на 40% - до 15,6 млн тонн.
Тем не менее, предложение Франции и Нидерландов ввести экстерриториальные санкции по примеру США не может не вызывать беспокойство. Тем более, что определение «товары двойного назначения» можно трактовать, как угодно широко, записав в них все, что угодно…
— Тут стоит учитывать, что инициаторы этих санкций вполне могут рассчитывать, что в таком жестком виде ЕС их не примет, — полагает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Им важно именно обозначить свою роль в качестве «локомотивов» санкционной политики и поддержки Украины с помощью подобных предложений. Действительно, в наиболее жестком виде такие санкции задели бы важные для России страны, через которые проходит параллельный импорт (от КНР до Турции и партнеров Москвы по ЕАЭС).
С другой стороны, отметим, что в числе инициаторов этих санкций — Франция, для которой как раз важно взаимодействие с Пекином. Вспомним хотя бы значение, которое Эммануэль Макрон придавал недавним переговорам с председателем КНР Си Цзиньпином, а также собственному визиту в Китай в апреле 2023 года.
Конечно, можно отметить, что с учетом особого значения европейского рынка для Пекина у последнего также есть мотивы, чтобы идти на компромиссы с ЕС по поводу экономического взаимодействия с Россией. Тем не менее, для многих стран Евросоюза (включая Францию и ФРГ) слишком усиливать давление на Пекин будет также невыгодно.
«СП»: В товары «двойного назначения» при желании можно записать все, что угодно. Как это на практике будет работать?
— Прежде всего, конечно, речь будет идти о продукции, значимой для российского ВПК. Конкретные нюансы, скорее всего, будут предметом переговоров между государствами ЕС, как всегда и бывает накануне принятия очередного пакета европейских санкций.
«СП»: Евросоюз рассматривает возможность закрыть доступ в свои порты 11 судам, которые подозревает «в содействии военным усилиям России», а также запретить транспортным компаниям, не менее 25% которых принадлежат российскому капиталу, работать на территории блока. А это как понимать?
— Действительно, можно вспомнить, что, например, в 5-м пакете санкций ЕС, принятом в апреле 2022 года, были введены запреты на перевозку грузов по территории Евросоюза для российских и белорусских автоперевозчиков. А также на заход в европейские порты судов по российским флагом или ранее ходивших под таким флагом, но сменивших регистрацию после 22 февраля 2022 года.
Однако, например, для судов на тот момент были приняты исключения, предполагавшие, что запрет не распространяется на корабли, перевозящие, скажем, продукцию АПК, энергоносители, фармакологические и гуманитарные грузы. В дальнейшем, предлагались новые ограничения для российских компаний, работающих в этой сфере.
Как известно, в рамках обсуждения нового пакета санкций предполагается, что под действие ограничительных мер среди конкретных российских судов попадут 4 судна по перевозке бензина, 2 танкера для сырой нефти, 2 газохранилища, а также грузовое судно. То есть, в первую очередь, инициаторы санкций усиливают давление в связи с использованием судов, связанных с российским нефтегазовым сектором.
«СП»: Про минеральные удобрения из России и Белоруссии, от которых критически зависит их сельское хозяйство, а наладить выпуск у себя не могут из-за высоких цен на газ, они молчат. Про СПГ лукаво пишут — поставки в неевропейские страны. А сами наш СПГ очень охотно берут, та же Испания в лидерах по закупкам. То есть санкции, по сути, преследуют не политические цели, а экономические? Нечестная конкуренция?
— Вопрос об ограничениях, связанных с поставками минеральных удобрений, традиционно обсуждался с учетом позиции аграрного лобби, которое во многих странах ЕС весьма влиятельно. В целом же понятно, что при обсуждении новых санкций всегда сталкиваются разные группы интересов. Тут будет иметь значение влияние бизнес-элит, которым могут быть выгодны или наоборот невыгодны такие ограничения, а также мотивы политических партий, входящих в правящие коалиции в той или иной из стран Евросоюза. Конечно, существенное значение будет иметь и давление США на ЕС.
«СП»: Насколько эти новые ограничения в случае принятия, критичны для нас? Чем мы можем им ответить?
— Представители как ЕС, так и США и не скрывали, что больше внимания в ближайших пакетах санкций будут стремится уделить именно мерам против третьих стран, которые ведут экономическое сотрудничество с Россией. Скорее, сами эти государства, во многих случаях, будут изыскивать лазейки для обхода санкций, но во вопросах и уступать западному давлению.
Частично «притормозить» принятие части санкционных инициатив могут государства ЕС, для которых «побочный эффект» от определенных санкций был бы особенно болезненным. Но стоит учитывать, что и они, во многих случаях, будут постепенно уступать давлению более влиятельных игроков. Впрочем, стоит повториться, что и влиятельные игроки ЕС, нередко, могут быть не заинтересованы, по крайней мере, в форсировании принятия ряда санкционных мер.
— Нидерланды занимают одну из наиболее русофобских позиций в Европе со времён «малайзийского Боинга», — поясняет советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Что касается Франции, то это продолжение курса Макрона на конфронтацию с Россией и месть за деятельность российских ЧВК, ослабляющих французские позиции в Африке.
«СП»: Против кого конкретно направлены новые санкции? Китая? Стран БРИКС? ЕАЭС? Турции?
— Да против всех, кто не поддерживает западные санкции против России и пытается обойти их тем или иным способом. Попытка снова навязать миру западную политическую и экономическую гегемонию.
«СП»: В ЕС предлагают запретить портам обслуживать поставки российского СПГ в неевропейские страны. Себе хотят оставить?
— Скорее всего, основная цель — осложнить логистику поставок российского СПГ и снизить его конкурентоспособность.
«СП»: Что еще остается не под санкциями, но от чего европейцы явно не откажутся?
— Насколько всерьез реализуемы озвученные меры — вопрос тоже открытый. Возможно, все это больше для демонстрационного эффекта. Экономическую логику не обманешь. Россия — крупнейший поставщик многих критически значимых продуктов, и для Европы выгоднее покупать у РФ в силу географической близости. Так что санкции, скорее всего, будут оставаться избирательными, а запреты — формальными и оставляющими лазейки для их обхода. Но европейская риторика, конечно, останется враждебной и крикливой.
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях читайте в теме «Свободной Прессы».
Источник