Релокант, помни: Если брызжешь ядовитой слюной — можешь лишиться имущества
Госсовет Татарстана разработал и в ближайшее время направит в Госдуму РФ законопроект о наказании уехавших из страны россиян, которые за рубежом ведут деятельность против интересов России. Их имущество смогут арестовать.
По словам председателя комитета по законности и правопорядку республиканского парламента Александра Чубарова, «проект федерального закона разработан для установления правовой возможности привлечения граждан, пребывающих за пределами России, к административной ответственности за публичные действия, направленные против основ конституционного строя, государственной и общественной безопасности РФ».
Дело в том — пояснил он — что сегодня есть примеры, когда на территории иностранных государств некоторые общественные деятели и активисты ведут деструктивную деятельность в отношении России. При этом действующее российское законодательство не позволяет привлечь их к ответственности.
Депутаты предлагают внести поправки в статью 1,8 КоАП РФ «Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве». И это, как отметил Чубаров, позволит «распространить предусмотренные Кодексом правила о привлечении к ответственности лица, совершившего административное правонарушение за пределами РФ, на все случаи совершения за рубежом административных правонарушений, направленных против интересов РФ».
А чтобы не допустить уклонения правонарушителя от ответственности, законодатели в качестве обеспечительной меры предлагают арестовывать имущество лица, в отношении которого ведется производство по делу. Проще говоря, заплатит штраф — получит свои вещи обратно. Речи о конфискации пока не идет.
Данная инициатива, как сообщает портал Kazanfirst, была выдвинута еще в 2023 году. Правительство РФ тогда дало на нее положительный отзыв, но предложило документ доработать. И теперь обновленный проект будет направлен на рассмотрение нижней палаты российского парламента.
Представлять его будет депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов, который является также соавтором документа.
Насколько новая мера окажется действенной в отношении релокантов, что постоянно плюются ядом в сторону России, сложно сказать. Но если этот закон вступит в силу, подобных критиканов можно будет хотя бы привлечь к ответственности, наказав рублем.
«Спасибо парламенту Татарстана, что решили взять на себя эту работу, потому что в федеральном центре этим заниматься не спешили. Наверное, потому что многие дружат или дружили с иноагентами и прочими вредителями, поливающими Россию помоями из-за рубежа», — так законодательную инициативу татарских депутатов прокомментировала в своем тг-канале актриса и общественный деятель Яна Поплавская. Как она считает, долго искать кандидатов на эту «административку» не придется.
В свою очередь телеведущий и блогер Сурен Каграманов, известный как автор телеграм-канала «Пранкер Сорян», предложил Госдуме пересмотреть немного закон об иноагентах. Поделить их на две категории: «те, кто остался в России и не зарабатывает себе на уголовку, и тех кто открыто ведет войну с нашей властью».
«От деления статуса на группы будет зависеть наказание. Последних — лишать всего в пользу участников СВО и семей погибших», — пояснил он.
Прокомментировать инициативу депутатов парламента Татарстана, насколько эффективными окажутся предложенные ими меры, «СП» попросила известного адвоката и общественного деятеля Дмитрия Аграновского:
— Этот предмет я уже неоднократно комментировал, и мое мнение не изменилось. Здесь можно применять административное законодательство по аналогии с уголовным. Поэтому данный законопроект вполне имеет право на жизнь и, думаю, будет хорошо, если его в конце концов примут.
Уголовное законодательство разрешает судить людей заочно — есть соответствующая процедура, которая это предусматривает. Но я не вижу ни одной причины, почему бы подобную практику не использовать в административном законодательстве. Тем более что уголовное и административное законодательства очень связаны.
Например, для того, чтобы быть привлеченным к уголовной ответственности за распространение ложных и порочащих сведений о российской армии, надо быть дважды осужденным за то же самое по административной статье.
В общем, если у нас появится заочная процедура, то это вполне адекватно и соответствует сегодняшним реалиям, я считаю.
Потому что, действительно, достаточно большое количество тех людей, что уехали, занимается за границей враждебной деятельностью. При этом, с одной стороны, не попадая под уголовную статью, а с другой — эта их деятельность остается без пресечения и соответствующего наказания.
То есть дело тут даже не столько в наказании, сколько в пресечение этой враждебной деятельности. Поэтому такая процедура на данном этапе безусловно оправдана.
Но я хотел бы обратить внимание еще вот на что. В уголовном законодательстве, например, есть норма, что, если в отношении человека вынесен заочный приговор, а он появляется и просит этот приговор отменить, то приговор в этом случае отменяется. И дело уже слушается в его присутствии.
Я думаю, что и здесь имело бы смысл сделать то же самое. Если, скажем, какой-то гражданин, привлеченный к административной ответственности, вернется и попросит, то его дело вполне можно повторно заслушать в очном режиме.
На мой взгляд, надо максимально унифицировать административное право в этом смысле с уголовным. Тем более, это близкородственные отрасли права. Это нормально и оправдано сегодняшним днем.
«СП»: Кто, по-вашему, больше опасен — открыто выступающие против России, или т.н. «тихушники»? Те, что открыто желчью не брызгают и даже продолжают здесь зарабатывать, но ненавидят в глубине души и страну, и народ, и власть?
— Как говорят, мысль о преступлении не наказуема. Если человек ничего плохого не сделал, не приступил закон, его не за что наказывать, даже если он ненавидит всех десять раз. Любой гражданин у нас имеет право уехать — если, конечно, он не избежал, таким образом, мобилизации, например, будучи уже извещенным.
Но если исходить из общих правил, то каждый гражданин имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства. Он может покидать страну и возвращаться в нее. Может вести бизнес за границей. И его право любить нас или не любить.
Наказывать можно только за конкретные действия. Или — за преступное бездействие.
Но в данном случае мы говорим о действиях. Поэтому наказывать всех релокантов, разумеется, нельзя. Надо наказывать только тех, кто непосредственно занимается враждебной деятельностью. Все остальное — их личное право.
Другое дело, что это может не совпадать с нашими представлениями о морали и нравственности. Однако пока человек не совершает правонарушений, он не может быть привлечен ни к какой ответственности. И имущество его не может быть каким-то образом изъято или конфисковано — если только он не должник. Но мы в данном случае исходим из общей ситуации.
Источник