Абхазский взрыв — или хронический абхазский нарыв?
В Абхазии начались серьезные беспорядки. Дошло до столкновений с полицией. Протестующие заблокировали центральную трассу, два моста перекрыли тракторами.
В связи с произошедшим президент Абхазии Аслан Бжания провел экстренное заседание совета безопасности. Председатель Службы госбезопасности страны Дмитрий Кучуберия назвал произошедшее «массовыми беспорядками».
Все началось еще в понедельник 11 ноября. Оппозиционные силы начали проводить в Абхазии массовые протестные акции. В Сухуми у здания Службы государственной безопасности страны собрались десятки граждан в связи с задержанием нескольких представителей оппозиции.
Акции протеста также проходят сейчас на площади Свободы. Граждане требуют освобождения задержанных и призывают к аннулированию договоренностей о российских инвестиционных проектах в регионе.
Камнем преткновения стало Соглашение между Россией и Абхазией, которое открывает возможности российским компаниям для инвестиционных проектов в этой самопровозглашенной республике.
Документ подписали в Москве вице-премьер и министр экономики Абхазии Кристина Озган и глава Минэкономразвития России Максим Решетников. Это соглашение предусматривает поддержку юридических лиц, ведущих инвестиционную деятельность на абхазской территории. Решетников заявил, что благодаря соглашению российские инвестиции будут способствовать росту экономики Абхазии, включая развитие сельского хозяйства, производственного сектора, туризма и курортной отрасли.
Соглашение было подписано 30 октября и теперь ожидает ратификации от парламента Абхазии. Обсуждение было намечено на 15 ноября. Именно в этот день оппозиционные активисты запланировали устроить в республике протестные мероприятия с требованием аннулировать соглашение.
В понедельник, 11 ноября, в ходе внеплановой сессии парламента Абхазии обсуждался законопроект о создании многофункциональных комплексов, которые являются частью нового соглашения. По информации источника в парламенте Абхазии, документ был одобрен в финальном чтении. Это и стало детонатором ситуации в Абхазии.
Тут имеет смысл вспомнить несколько фактов из недалекого прошлого. Абхазия получила свою независимость в 2008 году. Первым государством, признавшим ее независимость, стала Россия. Это произошло 26 августа 2008 года, сразу же после войны в Грузии. Правительство Грузии считает Абхазию временно оккупированной Россией. ООН, ОБСЕ, Евросоюз и ПАСЕ осудили действия России, признав территориальную целостность Грузии.
Но так или иначе, Россия начала вкладываться в экономику Абхазии. Нет, конечно у Абхазии есть собственный бюджет. Каждый год его обсуждают, редактируют и утверждают.
Так, например, в 2022 году Абхазия располагала, по сообщениям местных СМИ, консолидированным бюджетом, в котором доходы составляли 11,7 млрд рублей, расходы — почти 12,3 млрд рублей. То есть бюджет Абхазии был дефицитным.
И еще одна любопытная цифра. В год десятилетия признания независимости Абхазии — в 2018 году — представитель правительства России заявлял, что за этот период наша страна оказала помощь маленькому соседу в размере 44 млрд рублей.
Помимо этого Абхазии достаточно большой доход приносят российские туристы. По официальным данным, в республику в прошлом году приезжали около 1,5 миллионов наших соотечественников. Меньше тысячи рублей даже на однодневной экскурсии вряд ли кто-то потратит. Вот вам уже как минимум 1,5 миллиарда рублей. Многие приезжают на неделю и более. Тут уже другие цифры. Это десятки тысяч рублей с человека.
То есть даже если очень грубо посчитать — российские туристы завозят в Абхазию и оставляют там миллиарды или даже десятки миллиардов. Суммы, сопоставимые с бюджетом всей Абхазии, а скорее всего даже превышающие его.
И при этом претензии у абхазов к россиянам появляются все чаще. Соцсети пестрят рассказами о том, что абхазцев все больше раздражают туристы из России. Особенно местных жителей бесит то, что многие приезжие разгуливают по улицам города и кафе полуголыми, что совершенно неприемлемо в этой стране.
Еще одной причиной недовольства называют завышенные требования к арендованному жилью. Приезжие якобы платят за него «копейки», но жалуются на отсутствие завтраков и интернета.
А потом россияне начали покупать в Абхазии недвижимость. И это тоже вызвало претензии у абхазской стороны.
Что именно спровоцировало нынешние митинги и протесты в Абхазии и можно ли их назвать антироссийскими? С таким вопросом мы обратились к замдекана мировой экономики и политики ВШЭ Андрею Суздальцеву.
— Причина нынешних протестов — российские инвестиции. Все это было ожидаемо. Вопрос о собственности в Абхазии с некоторых пор встал остро. Абхазия — идеальное место для развития туристической инфраструктуры, и многие девелоперы начали этим пользоваться. С другой стороны, россияне начали приобретать недвижимость в Абхазии, и это стало массовым явлением.
Но со временем судьба этой самой недвижимости, приобретенной или построенной россиянами, стала оспариваться абхазской стороной. Дошло даже до конфискаций. Отношения с Россией зашли в конце концов в тупик. Финалом стало странное отношение к нашим туристам.
«СП»: За счет чего сегодня экономически существует Абхазия?
— Большинство населения Абхазии уехало после войны 2008 года и не вернулось. 70% бюджета Абхазии обеспечивает Россия. Мандарины, которые выращивают в Абхазии, по большому счету нам не так уж и нужны.
«СП»: Почему соглашение между Россией и Абхазией, которое открывает возможности для реализации инвестиционных проектов, спровоцировало протесты в республике?
— Потому что это соглашение ставит в определенные законодательные рамки защиту российских инвестиций и зону отдыха россиян. Но тут надо учитывать, что политические силы в Абхазии по традиции поделены на кланы, и финансовые инвестиции идут в карман в основном правящей партии.
Есть еще и серьезные политические вопросы, которыми Абхазия ловко манипулирует. Дело в том, что в Абхазии находится российская база сухопутных войск, также обсуждается вопрос о создании российской базы ВМФ. Отношение к этому в Абхазии неоднозначное, — резюмировал Андрей Суздальцев.
И тут закономерно возникает вопрос: почему миллиарды рублей Россия отправляют независимому государству, которое официально признали всего 5 стран, входящих в ООН? И нужна ли вообще Абхазии помощь России? И вообще, с кем сейчас Абхазия? С такими вопросами мы обратились к политологу, эксперту по межнациональным конфликтам Евгению Михайлову.
— В Абхазии действительно есть определенные силы, которые против сближения с Россией. Россия для многих как дойная корова, от которой только берут, ничего не давая взамен. Абхазия фактически все эти годы жила за российский счет, а когда мы предложили официально оформить российские инвестиции — в ответ получили протесты. Вообще в Абхазии сильно турецкое лобби, действует много зарубежных НКО. Так что назвать Россию и Абхазию друзьями сейчас сложно.
«СП»: Как поведет себя российская сторона в этих условиях?
— Действовать, на мой взгляд, необходимо жестко. К тому же Абхазия превратилась в территорию беззакония. Там скрываются многие преступники, находящиеся в розыске. И когда российская сторона требует их выдачи — их не выдают.
Условия, которые начали выдвигать в последнее время в Абхазии, иначе, как грабительскими не назовешь. Россиянам разрешают покупать земли только по договоренности, записывая все документы на местных.
Российская сторона собирается начать там бизнес — моментально появляется условие: только с участием местных бизнесменов. Внутреннее противодействие России в Абхазии сейчас как никогда велико. Но нельзя забывать о том, что «банановая республика» никогда не может быть независимой и диктовать кому-то свои невменяемые условия.
Источник