В борьбу с Россией в Закавказье вступает Казахстан
Касым-Жомарт Токаев сделал заявление о переговорном процессе между Азербайджаном и Арменией в Алма-Ате. По словам президента Казахстана, символично, что важное мероприятие состоится там, «где в декабре 1991 года была подписана историческая Алма-Атинская декларация, закрепившая основы независимого развития стран СНГ и утвердившая принципы определения межгосударственных границ». Но проблема не в символах.
Ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев предлагал премьер-министру Армении Николу Пашиняну провести переговоры на высшем уровне в Тбилиси. «Грузия исторически всегда была местом, где встречались все соседи», — аргументировал Алиев. Но Армения отклонила это предложение.
Эксперты называют две причины. Прежде всего, Пашинян, выступающий за исключение России из переговорного формата по урегулированию отношений с Азербайджаном, подозревал, что «за спиной Тбилиси стоит Москва, а не Запад».
Во-вторых, он стал проявлять недоверие к Грузии после того, когда ранее Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что получил через Тбилиси предложение о встрече с Пашиняном. Турецкий лидер обусловливал встречу так: мир Армении с Азербайджаном и открытие так называемого Зангезурского коридора.
Это не входило в планы Еревана, пытавшегося «развести» переговоры с Турцией и Азербайджаном. В итоге, как заявлял официальный представитель правительства Грузии, «Тбилиси был лишен возможности стать центром, где решаются главные вопросы по обеспечению безопасности в регионе». В данном контексте предложение Токаева провести переговоры между Баку и Ереваном в Алма-Ате приобретают иной смысл и новое содержание.
После 44-дневной Второй карабахской войны 2020 года Ереван модернизировал свою так называемую многовекторную внешнюю политику, стал дистанцироваться от России, дрейфуя в сторону Запада и стран тюркского мира.
Ещё 26 октября 2023 г. на полях Тбилисского международного форума «Шёлковый путь» заместитель министра территориального управления и инфраструктуры Армении Акоп Варданян говорил, что Ереван может отказаться от поставляемого через Грузию российского газа и получать его, как в советские времена, из Азербайджана.
Но первым в прорыв бросился Казахстан, когда Ереван в апреле посетил с визитом Токаев. Пашиняну, как считают некоторые армянские СМИ, было предложено наряду с более активным развитием через Азербайджан торгово-экономических связей еще и участие в логистическом «Срединном коридоре» Казахстан — Азербайджан с подключением к нему Армении и Зангезурского коридора с выходом на Турцию в обход России.
При этом Астана намерена открыть свои консульства в граничащих с Турцией Араратской и Арагацотнской областях Армении.
Так Казахстан стал проявлять стремление стать для Армении «воротами» в тюркский мир. Но особенностью ситуации является то, что для Еревана и Астаны формальным прикрытием «тюркского маневра» становится общее участие в таких интеграционных объединениях, как Евразийский экономический союз, ОДКБ и СНГ. Так просматриваются контуры новой дипломатической «игры» Токаева.
Ранее он «неожиданно» заявил о выходе Казахстана из астанинского процесса по сирийскому урегулированию. Теперь пытается восполнить несколько утраченный международный имидж на контактах с Ереваном и Баку с перспективой перевести в главный фокус своих интересов закавказскую геополитику.
Неслучайно предстоящие переговоры между Азербайджаном и Арменией подаются казахскими официальными СМИ как «оптимальное решение в ситуации, когда ни российское, ни западное посредничество не дают ощутимого результата», что Астана находится в непосредственной близости от Закавказья, равноудалена от международных центров принятия решений и у нее нет той степени ангажированности, которую имеют или могут иметь другие площадки.
Это наводит на мысль, что предстоящие переговоры Баку-Ереван будут отличаться от прежней дипломатической рутины хотя бы потому, что именно Астана ориентирована больше всех других участников процесса на позиционирование себя как самостоятельной евразийской субстанции, способной генерировать и предлагать нетривиальные идеи и решения.
Одна из них, возможно, главная — запуск Зангезурского коридора и открытие армяно-азербайджанской границы. Если такое произойдет, то выстроятся новые логистические цепочки: через Армению в Турцию, а для Армении выход на Каспийское море и страны Средней Азии.
В такой ситуации появляются и нероссийские ресурсы по обеспечению безопасности движения на Зангезурском участке. При этом никто не делает секретов из того, что Казахстан находится в альянсе с Азербайджаном и Турцией.
Поэтому еще одним итогом геополитической комбинации Токаева может стать и нормализация отношений Армении с Турцией, что предаст окончательному забвению положения мирного соглашения от 9 ноября 2020 г., подписанного с участием России между Азербайджаном и Арменией и «сжигание старых мостов».
Так что узлы есть, интрига раскручивается. Будем ждать, действительно ли совпадут глобальные интересы Казахстана, Азербайджана и Армении.
В этой связи официальный представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров отметил, что «участниками переговоров будут только Азербайджан и Армения», и «речи о посредничестве Астаны не идет, мы лишь оказываем услуги доброй воли». Какой-никакой, но это тоже знак.
Стала известна дата переговоров между Азербайджаном и Арменией о подготовке мирного соглашения. Министры иностранных дел двух стран Джейхун Байрамов и Арарат Мирзоян встретятся в Алма-Ате 10 мая.
Источник