Эксперты предупредили о подорожании такси в России на 10-20 процентов

23:51 29.10.2024
0 38
Эксперты предупредили о подорожании такси в России на 10-20 процентов
©Тимур Ханов/ПГ

Километр пути в такси в среднем по России за год подорожал почти на четверть: с 36 до 44 рублей, следует из свежей статистики Росстата. При этом, отмечают эксперты и представители отрасли, это еще не предел: наряду с общей инфляцией большой сюрприз всем, кто связан с такси, преподнесли китайские авто и массовый отток водителей. Чего ждать дальше обычным клиентами на сколько еще могут повыситься цены до конца года — рассказывает «Парламентская газета».

24 процента за год

Как следует из статистики Росстата, в сентябре 2024 года километр пути в такси обходился в среднем по России в 44 рубля 93 копейки. При этом в январе он стоил 41 рубль и 10 копеек — почти на 10 процентов меньше. А в сентябре прошлого года стоимость километра пути равнялась 36 рублям 22 копейкам. Таким образом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стоимость километра пути в такси выросла почти на четверть — на 24 процента.

По словам председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрея Попкова, на стоимость километра повлиял целый ряд факторов. При этом, кроме стандартных и предсказуемых (общий уровень инфляции, удорожание топлива, запчастей и компонентов), есть в их числе и те, которые предвидеть оказалось сложно.

«Выяснилось, в частности, что китайские автомобили, которые у нас заполонили таксопарки, оставляют желать лучшего и слабо приспособлены к российским дорогам и российскому климату, — пояснил эксперт. — Фактическиу нас срок эксплуатации автомобиля в такси сегодня сократился в два раза — если раньше у машины могло набежать и 250, и 300 тысяч километров, прежде чем она начинала нуждаться в капитальном ремонте или замене, то теперь — не более 150 тысяч. Соответственно, выросла частота ремонтов, что повлекло за собой дополнительные расходы».

Действительно, доля китайских автомобилей в таксопарках неуклонно растет начиная с 2023 года, когда абсолютное большинство европейских и некоторых других импортных брендов объявили об уходе с российского рынка. В частности, в июле 2023-го «Коммерсант» со ссылкой на транспортную компанию «ГТК-Холдинг» сообщал, что доля китайских автоувеличилась с 3 до 30 процентов. А судя по опубликованной в мае того же года статистике «ВТБ Лизинг», самой популярной машиной такси в России стала Chery Tiggo 4 взамен вовсе пропавшей из рейтинга Hyundai Solaris.

«Серьезного подорожания агрегаторы допустить не могут»

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, в свою очередь, в качестве одной из основных причин подорожания назвал запреты на работу мигрантов в такси, которые летом массово принимали власти российских регионов: в частности, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тульской и Челябинской областей, а также Камчатки, Крыма и Якутии.

Верховный суд постановил, что физлица-займодатели должны платить НДФЛ

«Зачастую, эти запреты сформулированы таким образом, что под них автоматически попадают в том числе, например, граждане Белоруссии, Армении, Киргизии, Казахстана и так далее, — подчеркнул Шапарин. — Конечно, это вызывает отток водителей, на фоне которого цены стремятся вверх».

Отметим, что на проблему дефицита кадров обращали внимание и ведущие агрегаторы. Так, на Восточном экономическом форуме — 2024директор компании «Яндекс.Такси» по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти Антон Петраков прогнозировал, что к концу года дефицит может составить 130 тысяч шоферов, из-за чего стоимость такси может вырасти на «десятки процентов», особенно в часы пик и под конец года, когда спрос на услуги такси традиционно растет.

Однако опрошенные «Парламентской газетой» эксперты в своих прогнозах разошлись. Так, по словам Андрея Попкова, цены на такси к новогодним праздникам могут вырасти «как минимум» на 20 процентов. Антон Шапарин дал прогноз более мягкий: по его словам, повышение может составить от 4 до 10 процентов в зависимости от ситуации на рынке кадров.

«Если хотя бы частично не снять уже установленные региональные запреты и не облегчить водителям доступ к такси, повышение цен действительно грозит стать ощутимым, — подчеркнул эксперт. — С другой стороны — если такси вдруг подорожает сразу на 20 процентов, агрегаторы потеряют как минимум 10-12 процентов клиентов: просто не все найдут такие деньги, чтобы такси пользоваться, и пересядут на общественный транспорт. Соответственно, это обернется крупными финансовыми потерями и для шоферов, и для агрегатора, чего они допустить, конечно, не могут».

Источник

Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса