Лилия Гумерова: Статус педагога требует законодательного совершенствования

00:00 29.08.2023
0 183
Лилия Гумерова: Статус педагога требует законодательного совершенствования
Лилия Гумерова. ©Игорь Самохвалов/ПГ

Новые виды поддержки педагогических работников, в том числе по льготной ипотеке, совершенствование статуса учителей — все это вошло в список поручений, которые 26 июля Владимир Путин дал Правительству. Что ждет преподавателей, учеников и их родителей, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

- Лилия Салаватовна, в чем суть поручений президента?

- Напомню, что перечень поручений вышел по итогам заседания Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, который не так давно прошел под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Темой была роль педагога и наставника в воспитании подрастающего поколения. Мы понимаем, что главная роль в воспитании принадлежит семье. Но сегодня сложно представить, что без педагога, без наставника, без единого воспитательного пространства «семья — детский сад — школа — профессиональное образование» мы можем воспитать настоящего гражданина.

В связи с этим Совет предложил комплекс мер по поддержке учителей, некоторые из них нашли отражение и в поручениях президента. Хочу отметить, что это была очень яркая и интересная дискуссия.

- Как можно совершенствовать правовой статус педагога? О чем идет речь?

- Речь идет о том, чтобы четко прописать вопросы дисциплины и ответственности за ее нарушение для всех участников образовательного процесса. Не секрет, что часто педагоги становятся мишенью для учеников: сняли на телефон, спровоцировали конфликт, организовали сбор подписей — все это выливается в СМИ, становится предметом разбирательства. Уверена, если законодательно определить, что учитель, педагог может требовать дисциплины, может делать замечание и так далее, таких конфликтов станет гораздо меньше.

При этом отмечу, что подобные права должны быть у всех участников образовательного процесса — и у учеников, и у родителей.

Аргентина, Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия станут членами БРИКС

- Какой может быть льготная ипотека для педагогов?

- Конечно, это должна быть ипотека с пониженной процентной ставкой, не рыночной — 10-12 и более процентов. Возможно, 5-6 процентовили даже по аналогии с сельской ипотекой — 1-2 процента. Необходимо проанализировать действующие льготные программы, оценить их эффективность. Вопрос также требует тщательных расчетов с точки зрения возможностей бюджета. Будем ждать, что нам предложит Правительство.

При этом я уверена, что льготная ипотека могла бы стать мощным стимулом, чтобы опытные педагоги оставались в профессии, также это поможет привлечь в школы молодые кадры.

- Как еще можно повысить престиж учителя на законодательном уровне? И что для этого уже сделано?

- Престиж педагога, учителя — вопрос комплексный. Здесь можно говорить и об инфраструктуре образовательных учреждений, программах капительного ремонта школ, строительства новых школ, которые сейчас реализуются в России в соответствии с еще одним поручением президента.

Важно формировать позитивный образ учителя в СМИ, кинематографе и так далее. И, кстати, в поручениях президента есть четкое указание на то, чтобы создать государственный заказ на создание отечественных фильмов об учителе, социальной рекламы.

- Немаловажный, а может быть, и самый важный вопрос — заработная плата педагогов…

- Безусловно! Напомню, что еще в 2020 году Совет Федерации направил в Правительство обращение по выработке единых подходов к формированию заработной платы педагогов. Они предполагают закрепление размеров базовой и стимулирующей частей зарплаты, градацию компенсационных выплат — сколько и за какое достижение может получить педагог, например, за участие в олимпиаде, работу с особенными детьми и так далее.

Подходы эти сформированы, сенаторы вместе со специалистами Минпросвещения активно над ними работали. Сейчас такой эксперимент реализуется в шести пилотных регионах. Надеемся, что в ближайшее время такая практика будет распространена на все регионы и все школы страны.

Пока же наш анализ показывает, что иногда даже в соседних школах в одном городе за один и тот же труд при одинаковых стаже и квалификации педагоги получают разные зарплаты.

Источник

Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса