Лилия Гумерова: Статус педагога требует законодательного совершенствования
Новые виды поддержки педагогических работников, в том числе по льготной ипотеке, совершенствование статуса учителей — все это вошло в список поручений, которые 26 июля Владимир Путин дал Правительству. Что ждет преподавателей, учеников и их родителей, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
- Лилия Салаватовна, в чем суть поручений президента?
- Напомню, что перечень поручений вышел по итогам заседания Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, который не так давно прошел под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Темой была роль педагога и наставника в воспитании подрастающего поколения. Мы понимаем, что главная роль в воспитании принадлежит семье. Но сегодня сложно представить, что без педагога, без наставника, без единого воспитательного пространства «семья — детский сад — школа — профессиональное образование» мы можем воспитать настоящего гражданина.
В связи с этим Совет предложил комплекс мер по поддержке учителей, некоторые из них нашли отражение и в поручениях президента. Хочу отметить, что это была очень яркая и интересная дискуссия.
- Как можно совершенствовать правовой статус педагога? О чем идет речь?
- Речь идет о том, чтобы четко прописать вопросы дисциплины и ответственности за ее нарушение для всех участников образовательного процесса. Не секрет, что часто педагоги становятся мишенью для учеников: сняли на телефон, спровоцировали конфликт, организовали сбор подписей — все это выливается в СМИ, становится предметом разбирательства. Уверена, если законодательно определить, что учитель, педагог может требовать дисциплины, может делать замечание и так далее, таких конфликтов станет гораздо меньше.
При этом отмечу, что подобные права должны быть у всех участников образовательного процесса — и у учеников, и у родителей.
Аргентина, Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия станут членами БРИКС
- Какой может быть льготная ипотека для педагогов?
- Конечно, это должна быть ипотека с пониженной процентной ставкой, не рыночной — 10-12 и более процентов. Возможно, 5-6 процентовили даже по аналогии с сельской ипотекой — 1-2 процента. Необходимо проанализировать действующие льготные программы, оценить их эффективность. Вопрос также требует тщательных расчетов с точки зрения возможностей бюджета. Будем ждать, что нам предложит Правительство.
При этом я уверена, что льготная ипотека могла бы стать мощным стимулом, чтобы опытные педагоги оставались в профессии, также это поможет привлечь в школы молодые кадры.
- Как еще можно повысить престиж учителя на законодательном уровне? И что для этого уже сделано?
- Престиж педагога, учителя — вопрос комплексный. Здесь можно говорить и об инфраструктуре образовательных учреждений, программах капительного ремонта школ, строительства новых школ, которые сейчас реализуются в России в соответствии с еще одним поручением президента.
Важно формировать позитивный образ учителя в СМИ, кинематографе и так далее. И, кстати, в поручениях президента есть четкое указание на то, чтобы создать государственный заказ на создание отечественных фильмов об учителе, социальной рекламы.
- Немаловажный, а может быть, и самый важный вопрос — заработная плата педагогов…
- Безусловно! Напомню, что еще в 2020 году Совет Федерации направил в Правительство обращение по выработке единых подходов к формированию заработной платы педагогов. Они предполагают закрепление размеров базовой и стимулирующей частей зарплаты, градацию компенсационных выплат — сколько и за какое достижение может получить педагог, например, за участие в олимпиаде, работу с особенными детьми и так далее.
Подходы эти сформированы, сенаторы вместе со специалистами Минпросвещения активно над ними работали. Сейчас такой эксперимент реализуется в шести пилотных регионах. Надеемся, что в ближайшее время такая практика будет распространена на все регионы и все школы страны.
Пока же наш анализ показывает, что иногда даже в соседних школах в одном городе за один и тот же труд при одинаковых стаже и квалификации педагоги получают разные зарплаты.
Источник