Статьи в «Рувики» пишут академики
Энциклопедию «Рувики»при ее создании называли российским аналогом Википедии, но многие не верили, что наш ответ зарубежному проекту завоюет популярность. Ресурс пошел своим путем, сделав упор на проверенные источники и рецензированные статьи, на которые можно ссылаться даже в научных работах. Получится ли в России создать свободную и популярную энциклопедию, какую роль в этом играет искусственный интеллект и сколько информационных ресурсов нужно людям, в интервью журналу «Российская Федерация сегодня» рассказал основатель и генеральный директор АНО «Интернет-энциклопедия «РУВИКИ» Владимир Медейко.
- Владимир Владимирович, о запуске «Рувики»официально объявили год назад. С какими результатами проект подошел к первой годовщине?
- Мы запустились в конце июня 2023 года. Результатов много: почти 37 тысяч новых материалов, два миллиона статей на русском языке, новый интерфейс и функционал. Добавилась возможность настраивать шрифты и темы, прослушивать статьи в аудиоформате, в том числе в сокращенном виде, становиться не только автором платформы, но и экспертом.
Отдельное большое направление, которым мы гордимся, — это наши стратегические партнерства. Одна из важных ценностей и больших задач «Рувики»— обеспечивать качество и достоверность свободных знаний. В этом нам помогают наши партнеры. Прежде всегоэто Российская академия наук, с который мы подписали соглашение о сотрудничестве в сентябре прошлого года. Для нас это гарант наивысшего качества. Кроме того, были заключены договоры о партнерстве с Президентской библиотекой, Музеем Москвы, Московским планетарием и другими экспертными площадками. В результате партнерств было выверено больше 2,7 тысячи материалов, которые получили пометки рецензированных статей. На них можно ссылаться даже в академических и научных работах без страха столкнуться с ошибкой.
- Могут ли в России появляться и другие ресурсы-энциклопедии или правильнее сосредоточиться на развитии одного проекта?
- Конечно, могут и должны! Я думаю, в академической среде трудно найти человека, который ратовал бы за одного монополиста. Должны быть и Большая российская энциклопедия, и «Рувики», и другие. Поэтому, конечно, мы только поддерживаем наличие разных качественных и достоверных источников знаний.
- Почему до сих пор не заблокировали Википедию в России, хотя еще в 2022 году Роскомнадзор стал помечать ее в поисковиках как нарушителя закона? Как считаете, нужно ограничить доступ к ресурсу?
- Вопроспочемуточно не ко мне. А вот по второму вопросу я убежден, что блокировать Википедию не нужно. Чем больше игроков на поле, тем выше вероятность найти новые эффективные решенияи тем шире выбор у потребителей — в данном случае у читателей и у создателей интеллектуальных систем. Ведь свободно доступные источники информации хороши тем, что людям не нужно делать выбор в пользу одного в ущерб другому, а можно использовать все, которые хочется, в любом сочетании.
- Чем «Рувики»отличается от других энциклопедий?
- «Рувики»основана на идеях Википедии, но развивается иначе организационно и технологически. Организационно мы делаем большой акцент на качестве. Мы знаем из многочисленных исследований, что открытые энциклопедии часто воспринимаются пользователями как основа для базового знания, которую необходимо перепроверить в более достоверных источниках. Мы решаем этот вопрос через плотное взаимодействие с экспертами. Наш главный партнер, повторюсь, РАН. Но также мы привлекаем профильные площадки, музеи, профессиональные ассоциации к работе над нашей энциклопедией. Более того, с апреля у нас появился функционал эксперта. Подтвердив свои навыки и регалии, эксперт может получить особый статус и возможность редактировать статьи в рамках категорий своей экспертизы. Такие материалы — это не просто компиляция из источников, это уже научно выверенная статья, пригодная для академической работы. Кроме того, в»Рувики» есть редакция, которая следит за соответствием источников и соблюдением правил платформы.
Материалы «Рувики»тоже распространяются на условиях свободных лицензий, которые позволяют любому желающему не только читать статьи, но и копировать их, изменять, создавать на их основе производные произведения. Но есть небольшое исключение. Часть статей у нас создаются закопирайченными, чтобы алгоритмы поисковиков четко уяснили, что у нас много оригинального контента. Но постепенно и эти статьи перейдут под свободную лицензию.
- Кто может стать вашим автором?
- Сейчас у нас небольшое, но сформированное авторское сообщество. Это люди, которые пришли принять участие в конкурсах «Рувики», услышали о проекте и решили попробовать свои силы в написании статей, некоторые пришли к нам из Википедии. Мы сотрудничаем с волонтерской платформой Добро.ру, откуда к нам тоже регулярно приходят авторы. Летнюю практику у нас проходят студенты гуманитарных факультетов. Чтобы сделать взаимодействие с ресурсом более привлекательным для широкой аудитории, мы планируем ввести геймификацию на платформе — от возможности получать грейды в зависимости от своего вклада до выигрыша призов.
В Госдуме рассказали, как будут индексировать пенсии работающим пенсионерам
- А аудиторию энциклопедии как планируете завлекать?
- На текущий момент средняя посещаемость — 3,5 миллиона уникальных посетителей в месяц, и мы наблюдаем экспоненциальный рост посещаемости от месяца к месяцу. Прежде всегок онлайн-энциклопедии обращаются люди, которые хотят составить базовое представление о новом предмете. Есть категория людей, которые приходят детально изучить какой-то вопрос и погрузиться в профессиональную тематику. Это отличная база для учебы — студенты и школьники могут получать в РУВИКИ необходимую информацию. В мае мы представили отдельный портал для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ — структурированную, качественную, выверенную РАН информацию, чтобы с успехом сдать экзамены по всем дисциплинам.
Технологически мы смотрим на то, какой должна быть онлайн-энциклопедия в 2025 году. Это интуитивный интерфейс, функции аудирования и суммаризациии, конечно, взаимодействие с искусственным интеллектом. Часть функций уже представлена на нашей платформе, часть мы реализуем до конца текущего года или в начале следующего. Все это позволит сделать «Рувики»по-настоящему новым, удобным ресурсом, отвечающим потреблению современного пользователя.
- Кто сейчас финансирует проект? Возможна ли монетизация ресурса?
- У нас частный инвестор, и мы договорились, что я не буду раскрывать его имя. Да, мы рассматриваем возможность монетизации.
- Как быстро у вас появляются статьи на свежие темы и важна ли оперативность для энциклопедии?
- У нас есть отдел новостей, и, конечно, мы пишем о новых явлениях и событиях максимально оперативно, иногда наши статьи обновляются даже быстрее, чем в Википедии. Но это не новости в классическом понимании. Если было объявлено о новом изобретении, случилось какое-то знаковое событие, соревнования, кто-то значимый родился или умер,конечно, мы обновим соответствующие статьи. Будем ли мы документировать каждую минуту какого-то происшествия в режиме онлайн? Нет, не будем. Мы дождемся официальных выводов и оценок и напишем итог. Энциклопедия — это продукт, который не должен устаревать со временем. Спустя года вам будет нужна сухая безоценочная выжимка, а не миллион сиюминутных деталей, половина из которых со временем не пройдет проверку на достоверность.
- Когда говорят «энциклопедия», как правило, понимают максимально содержательный и безоценочный текст. Во всех ли статьях такое возможно?
- Мы всегда стремимся к максимальной содержательности и отсутствию собственных оценок. Но надо помнить, что «Рувики»— это не застывший монолит, а проект, в котором каждая часть, каждая отдельная статья находятся в развитии, и в любой момент произвольно взятая статья вполне может не соответствовать идеалу. Проработанные статьи — те, на которых у нас стоят пометки «рецензированная статья» — в них приближение к этому идеалу, на мой взгляд, хорошее.
Я считаю, что достичь этого можно в любых статьях, но в некоторых для этого нужно потратить во много раз больше сил. В первую очередь это касается тем, затрагивающих острые общественно-политические вопросы, вызывающиху людей сильные эмоции. В таких темах приходится взвешивать не то что каждое слово — каждую букву.
- Нужно ли информационные ресурсы регулировать отдельным законом, как недавно приняли закон о Национальном словарном фонде?
- Регулирование же вводится не ради самого себя, а ради снятия противоречий. Я в настоящий момент вижу, пожалуй, только одно реально крупное противоречие в данной сфере — между интересами общества в свободном получении знаний и архаичностью законодательства об авторском праве. Ведь оно зиждется на Бернской конвенции, которая принималась в позапрошлом веке. Естественно, оно не соответствует потребностям современного общества. Из совсем вопиющих примеров — люди не могут законно использовать в статьях фотографии своих родственников-героев из семейного альбома, так как спустя десятилетия невозможно установить, кто именно сделал фотографию — и, соответственно, у кого спрашивать разрешение на ее использование.
Что касается Национального словарного фонда, то как я понимаю, это не регулирование отрасли, а создание дополнительной государственной информационной системы. В нашей сфере подобная система уже есть — это Большая российская энциклопедия, про которую мы уже говорили. Возможно, имеет смысл законодательно урегулировать ее форму, статус, функции и задачи, чтобы понимание ее важности было у всех.
Источник