На разговорах о важном прочтут «Письма из Ленинграда»
«Разговоры о важном», которые проходят в российских школах по понедельникам, 22 января будут посвящены теме 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которое отмечается 27 января. Выпуск называется «Непокоренные». Составители сценариев для разных классов не обошли и тему 81-й годовщины прорыва блокады, который произошел 18 января 1943 года. В методические материалы для 8-11 классов вошли письма ленинградцев, которые жили в осажденном городе, представленные проектом «Парламентской газеты» и Музея обороны и блокады Ленинграда при поддержке Президентского фонда культурных инициатив — «Письма из Ленинграда».
От бегемотихи до футбола
Внеурочные «Разговоры о важном» проводят в школах по понедельникам с сентября 2022 года. Сценарии занятий и видеоролики к ним разрабатывает Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Их публикуют заранее, а учителя на их основе выстраивают свои беседы с учениками. Темы чаще всего приурочены к значимым для страны событиям и датам. За полтора года со школьниками поговорили и по традиционные семейные ценности, и про Конституцию, и про воссоединение Крыма, и про счастье, и про налоги.
К значимому для страны юбилею освобождения Ленинграда от блокады цикл материалов готовили особо тщательно. Тема крайне сложная, наполнена множеством трагических сюжетов, и это надо учитывать в сценариях для школьников разных возрастов, включая совсем маленьких первоклассников. Тут надо говорить аккуратнои при этом сформировать уважительное отношение к историческому прошлому страны, что потом влияет на выбор поведенческих моделей в сложных исторических ситуациях.
Для первоклассников подготовили для начала видео о салюте, который состоялся в январе 1944 года. Потом на карте детям показывают, как 8 сентября 1941 года немецкие войска заблокировали город от снабжения, окружив со всех сторон. Затем идут фотографии зимнего периода, когда жители города выстроились за водой у проруби. Детям показывают, как выглядел кусочек хлеба в 125 граммов по сравнению со спичечным коробком. Детям дают понимание, почему город не сдался, а жил и боролся за свое будущее: представлены фотографии рабочих, учащихся в бомбоубежищах, посадки капусты в городской черте, театральные афиши.
«Несмотря на голод, холод, мороз, постоянные обстрелы, блокадный Ленинград жил и трудился. Дети учились в школе, встречали Новый год. Работали кинотеатры, художники писали картины, композиторы сочиняли музыку, посвящая ее родному городу, работало ленинградское радио», — рассказывается в сценарии «Разговоров».
В Ленинграде продавали билеты на симфонические концерты, в том числе — на исполнение Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича, премьера которой в осажденном городе состоялась 9 августа 1942 года. Дети посещали зоопарк, где их встречала бегемотиха Красавица, опекаемая сотрудницей Евдокией Дашкиной. В городе прошел футбольный матч между командами «Динамо» и Краснознаменного Балтийского флота. Когда заработала ледовая Дорога Жизни, по Ладоге в Ленинград доставляли продовольствие, а из города эвакуировали детей, женщин и стариков.
Утренняя прогулка. Фотография. Март 1943 года. "Прачечная" на Социалистической ул., фото, июнь 1942 г. Форма для выпечки хлеба.1941 – 1945 гг.«Тогда в Ленинграде жили люди, которые думали не о том, что они герои, а о том, как жить дальше. Им, изможденным голодом и страхом, предстояло совершить еще один подвиг: отстроить свой город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить», — говорится в сценарии.
От Ольги Берггольц до пятой граммовки хлеба
В сценарии для детей постарше добавлены более сложные детали. В материалах для учеников 2-4 классов фигурируют агитационные плакаты «Наше дело правое, победа будет за нами» и «Защитим город Ленинград», репродукции картин с изображением быта ленинградцев в тяжелые периоды. Например, как в холодной комнате, на коленях у мамы сидит мальчик. Женщина одной рукой обнимает сына, а в ладошке другой бережно держит кусочек хлеба. В комнате холодно, печка остыла, дрова закончились. Но ребенок улыбается: он счастлив, потому что рядом — мама, а хлеб такой вкусный.
Ученикам 5-7 классов показывают ролик с видами современного Петербурга, затем «возвращаются» к историческим документальным кадрам блокадного Ленинграда. Школьникам цитируют строчки Ольги Берггольц: «Я говорю с тобой под свист снарядов» и приводят несколько писем блокадного периода. Например, письмо отца к дочери, написанное 3 октября 1941 года из осажденного города, в котором он рассказывает о нехватке еды и о бомбежках, но верит, что враг получит смерть у ворот Ленинграда.
Материалы проекта «Письма из Ленинграда» вошли и в методические материалы для 8-9 и 10-11 классов вместе с архивными письмами из других источников. Для старшеклассников выстроили сценарий разговоров о блокаде Ленинграда на основе документальных свидетельств, эмоционально передающих истинный настрой очевидцев.
Из 42 историй «Писем из Ленинграда» отобрали три, представляющих события 1941, 1942 и 1943 годов. Они показаны в видеороликах, озвученных воспитанницами петербургского Пансиона воспитанниц Минобороны.
Первое — письмо Александры Баушевой, написанное сестре из блокадного города 19 ноября 1941 года. В нем есть такие строки: «Настенька, хлеба мы получаем с папой по 300 гр., а мама с девочками по 150 гр., так и остальные продукты только в граммах на весь месяц… ». Авторы поясняют, что на следующий день, 20 ноября в Ленинграде произошло пятое снижение норм выдачи хлеба: по 250 граммов на рабочую карточку и по 125 граммов всем остальным.
Письмо Александры Баушевой, написанное сестре из блокадного города 19 ноября 1941 года Письмо Александры Баушевой, написанное сестре из блокадного города 19 ноября 1941 года Письмо Александры Баушевой, написанное сестре из блокадного города 19 ноября 1941 годаДругое письмо — от строителя Кирилла Козлова жене, в котором он болезненно переживает бомбежки города: «Больно, Аличка, смотреть на изуродованный дом, но эта боль заставляет еще крепче сжимать кулаки, еще больше хочется работать. Нам, строителям, больнее смотреть на разрушенные дома, чем ленинградцам механикам или врачам, дома — это наши дети».
Еще одно письмо — с фронта, написанное после освобождения Ленинграда от блокады, 3 марта 1944 года. Его демонстрируют ученикам 10 и 11 классов. Исаак Немлихер написал слова, которые звучат актуально в любое время: «На моем пути встречались сотни населенных пунктов, и все они сожжены. Противник, отступая под нашими ударами, превращает Ленинградскую область в зону пустыни. А сколько расстрелянных мирных жителей! Вот лицо врага. Вот кого мы бьем, с кем мы воюем. Фашизм — это нарыв, язва на теле человечества. И до тех пор, пока он будет существовать, до тех пор будут войны и кровопролитие».
О том, что содержание проекта «Письма из Ленинграда» заслуживает изучения школьниками, обратил внимание депутат петербургского Заксобрания АндрейРябоконь. В сентябре 2023 года он направил министру просвещения Сергею Кравцову письмо с предложением рассмотреть возможность включить в список рекомендованных тем «Разговоров о важном» рассказы о блокаде Ленинграда глазами его жителей — непосредственных участников происходящих событий. И в качестве наглядной площадки, обобщающей такие материалы, привел проект «Письма из Ленинграда». В министерстве идею поддержали и направили материалы в Институт стратегии развития образования для использования при разработке сценария «Непокоренные».
«Мне очень приятно быть сопричастным, хоть и совсем немного, к такому важному делу. Истории обычных людей, их письма и дневники более доступны и понятны для современных школьников, чем архивные документы, сводки с фронтов или параграф учебника», — сказал петербургский депутат, узнав, что его идя получила воплощение.
Доказательная история
В проекте «Письма из Ленинграда» с 8 сентября 2023 до 27 января 2024 года каждую неделю публикуются послания, которые писали люди из осажденного города своим родным и знакомым, и ответы на них с фронта и из эвакуации. Эта рубрика выходит в каждом печатном выпуске «Парламентской газеты», а также в специальном разделе на сайте ПисьмаИзЛенинграда.рфи специально созданных для этого проекта каналах в Telegram и на «Дзене».
Идею показать широкой аудитории истории жителей города на основе писем еще летом 2023 года поддержала председатель правления общества «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова. Архивы личных дел с письмами, дневниками, документами, рисунками и фотографиями предоставил Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — именно личные материалы, которые приносили горожане, и стали основой экспозиции воссозданного в 1989 году музея.
Проект поддержала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. На заседании Оргкомитета по подготовке к юбилейной дате 30 ноября 2023 года она сказала: «Лучше всего историю блокадного города могут передать письма его жителей, которые они написали в годы блокады. Мне кажется, что эти подлинные свидетельства тех лет бесценны, о них нельзя забывать».
К 27 января, 80-летию полного освобождения Ленинграда от немецкой блокады, все материалы объединят в специальный журнал. Это будет цветное издание со множеством фотографий из фондов музея, рассказом о его истории, которые будут дополнять основное содержание — письма и исторические справки.
Источник