Мобильные операторы усилят контроль за данными абонентов
Просто предоставить паспорт, заключить договор о предоставлении мобильной связи и заплатить за услугу наличными скоро будет нельзя. Личность потенциального абонента нужно будет подтвердить через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА)либо с помощью биометрии. Такие требования содержатся в новых Правилах оказания услуг телефонной связи. Утверждающий их проект правительственного постановления опубликован для общественного обсуждения на портале нормативных правовых актов. «Парламентская газета» изучила документ.
ЕСИА в помощь
Минцифры в разработке новых правил руководствовалось поправками в законы о связи и об осуществлении идентификации и аутентификации физлиц с использованием биометрических персональных данных, которые приняли в августе. Они, например, обязывают операторов передавать сведения о новых абонентах на единый портал госуслуг, а с иностранцами и лицами без гражданства заключать договоры только при очном посещении офиса после прохождения идентификации через Единую биометрическую систему (ЕБС).
«Правоохранительные органы все чаще сталкиваются с тем, что мошенники используют для своих схем SIM-карты, которые оформлены на третьих лиц. Такие случаи не редкость, человек может и не знать, что на его паспортные данные завели множество телефонных номеров, чтобы потом их использовать для различных махинаций. Новые нормы позволят россиянам оперативно аннулировать такие договоры через «Госуслуги» или в ближайшем салоне сотовой связи», — пояснил «Парламентской газете» соавтор этих поправок, зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Как указано в документе Минцифры, новые правила должны решить проблему «неконтролируемого распространения абонентских номеров, в том числе среди иностранцев, которое способствует возможности осуществления противоправных действий с использованием телефонных сетей». Исправить ситуацию, по мнению разработчиков, поможет обязательная идентификация потенциального абонента до заключения договора, проверка ранее заключенных договоров об оказании услуг мобильной связи и введение ограничений по оплате услуг мобильной связи за наличный расчет.
«Затраты на внедрение идентификации абонентов с использованием ЕСИА и ЕБС для операторов составят шестьмиллиардов рублей в год», — указано в пояснении к документу.
В случае утвержденияправила вступят в силу со дня опубликования и будут действовать на протяжении шести лет.
При технической возможности
Согласно новым положениям, оператор должен убедиться в достоверности паспортных сведений абонента. Данные он может проверить через ЕСИАлибо используя информацию госорганов через систему межведомственного взаимодействия. И только если сведения подтвердятся, можно будет заключить договор. В противном случае человеку выдадут экземпляр договора и неактивированного «идентификационного модуля», с которым он должен обратиться в организацию, имеющую право подтверждать личные сведения, и только после прохождения этой процедуры ему станут доступны услуги мобильной связи. Подтвердить личность можно в отделениях крупных, системно значимых банков и МФЦ.
Рогов: Пораженный центр спецсвязи ГУР находился глубоко под землей
При соблюдении ряда условий оператор сам может стать такой подтверждающей организацией. Для этого у него должен быть доступ к государственным информационным системам, годовая выручка более 150 миллионов рублей в год, более 50 человек персонала и предоставлять услуги он должен более чем в половине регионов страны.
Оператор может использовать еще один способ проверки сведений — Единую биометрическую систему, но для этого тоже необходимо иметь соответствующую техническую возможность.
В проекте детально описан и процесс заключения договора с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Достоверность сведений в этом случае подтверждает еще и усиленная квалифицированная электронная подпись.
По словам интернет-аналитика Эльдара Муртазина, операторы связи уже и так дополнительно идентифицируют своих клиентов.
«Проверка паспортных данных осуществляется и сейчас. Она происходит со стороны МВД. Здесь малочто меняется, разве что скорость проверки. Потому что данные должны быть проверены до оказания услуг связи. Глобально к этому вопросов нет, чисто технически — есть. Операторы с большим наплывом людей справятся, а вот МВД может и не справиться. Но это маловероятная история», — рассказал он «Парламентской газете».
Источник