Что делать, если паспорт оказался недействительным
Представьте, вы собрались продать (купить) недвижимость или автомобиль, а вам отказывают в оформлении сделки. Вы подошли к стойке регистрации в аэропорту, а вас не сажают в самолет. Хотите взять кредит, но банк отказывает. Пришли на избирательный участок, а вас нет в списках. Да мало ли еще в жизни случаев, в которых требуется предъявление основного документа гражданина России — паспорта, а он неожиданно оказывается недействителен. Схожая проблема возникла у одного из сотрудников «Парламентской газеты», и мы решили разобраться, почему это произошло и что в сложившейся ситуации делать.
Шутка цифровизации
«Ваши паспортные данные не прошли автоматическую проверку по Закону«О связи» — документ не найден в государственных информационных системах. Пожалуйста, обновите данные любым удобным способом… или номер будет заблокирован». Такое СМС получил сотрудник газеты в одно субботнее утро. Поход в салон сотового оператора ситуацию не прояснил — сообщения с угрозами блокировки посыпались как из рога изобилия. А вот визит в полицию немного разогнал туман. Ваш паспорт недействителен, сообщил дежурный, обратитесь в миграционную службу по месту постоянной регистрации.
Новость шокировала. Как это вдруг паспорт, которым его владелец пользовался более двадцати лет и каких только действий не совершал, вдруг оказался недействительным?
Статья 9 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» четко определяет, в каких случаях паспорт может попасть в разряд недействительных. Таковых немного — всего 12 позиций. По истечении срока действия, изменения фамилии или пола, установленногосиловиками факта внесения в паспорт недостоверных сведений, в случаях утраты, замены или порчи, смерти владельца, изготовления документа на поддельном бланке, лишениягражданства и ряде других. Поход в миграционную службу по месту постоянной регистрации добавил к этому списку еще одну причину. Сверив по компьютеру предъявленный паспорт с базой данных, сотрудница объявила:«У вас год рождения перепутан. В паспорте 1956-й, а в базе — 1965-й. Пишите заявление в адрес Главного управления МВД по Москве. В течение 30 дней корректировка будет произведена».
Судя по спокойной реакции сотрудницы, случай если не рядовой, то, по крайней мере, регулярно встречающийся. Чуть позжепойманная в коридоре паспортного стола буквально за пуговицу другая сотрудница, пожалев старого человека, в частной беседе сообщила, что проблема — в слиянии различных информационных баз в одну. Шутка цифровизации. И лучший выход — не пытаться откорректировать данные, на это, дескать, иногда месяцы уходят, а получить новый документ всего лишь за пять дней —заплатив госпошлину, естественно. На основании… изменений во внешности. Спасибо, что не пола.
А насчет месяцев ожидания, сотрудница, возможно, оказалась права. На обращение в ГУ МВД РФ по Москве с требованием привести данные в порядок Управление по вопросам миграции отреагировало быстро. Через семь дней был получен обнадеживающий ответ: данные откорректированы, статус паспорта — «действителен». Увы, проверка через сервис Госуслуг такой статус не подтвердила. На повторное обращение в ГУ МВД РФ по Москве пока ответа нет. Ждем ответ на наш запрос и из федерального Министерства внутренних дел.
Важна личная инициатива граждан
А пока компетентные органы разбираются, ситуацию по нашей просьбе комментируют парламентарии. «Если речь идет о некорректной работе информационных систем, то для актуализации своих паспортных данных гражданам необходимо обратиться в Министерство внутренних дел Российской Федерации. Отмечу, что подобные сбои иногда случаются в силу недостаточных технических возможностей при загрузке паспортных данных граждан из разных информационных систем, однако они не носят массовый характер», — считает первый заместитель председателя Комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительствуИрина Рукавишникова.
Схожей точки зрения придерживается и член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. По его мнению, сегодняскорееречь идет о единичных случаях. Однако, напоминает депутат, «с подобным мы уже встречались в 2018 году, когда в результате объединения баз данныхпаспортакак минимум1,5 миллиона граждан были признаны недействительными в базе данных ЕИАС «Российский паспорт». Подобных масштабов сейчас нет. Но это не значит, что даже единичные случаи не должны быть проверены. Иногда нарушение в одной подсистеме может привести к куда более глобальным неполадкам. Вероятно, произошли частные технические сбои в отдельных компонентах информационной системы при процессе интеграции».
Ускорение процесса корректировки данных зависит от общего числа поступивших жалоб, полагает депутат. Если таких жалоб действительно мало, то их разрешение полностью зависит от действий территориальных органов. Но здесь важна личная инициатива граждан, подчеркивает Немкин. И напоминает, что «не так давно в России была запущена платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе», с помощью которой можно оставить жалобу на действие или бездействие какого-либо органа власти. На деле это отличный инструмент разрешения возникших между органом власти и гражданином споров, который мог бы помочь в решении и этой проблемы».
Что рассказал Такер Карлсон после интервью с Путиным
Что делать гражданину
Как поступать россиянину, если выяснилось, что его паспорт имеет статус «недействителен» из-за ошибки, возникшей в ЕИАС «Российский паспорт»? Необходимо совершить ряд технических действий.
Шаг первый: проверить статус документа на сервисе Госуслуг или на сайте Главного управления по вопросам миграции МВДРоссии, заполнив простую форму, введя номер и серию паспорта, имя и фамилию.
Шаг второй: если информация подтверждается, направить обращение в территориальный орган миграционной службы, указав свои паспортные данные или приложив скан первой страницы документа. В течение 30 дней данные должны быть откорректированы.
P.S. Когда верстался номер, очередная проверка на сервисе Госуслуг показала, что статус паспорта нашего коллеги был измененв конечном итогена «действительный». И это свидетельствует о том, что обратная связь между органами власти и гражданами работает.
Источник