Эксперт объяснил, почему мальтит в зефире мог оказаться заразным
Мальтозный сироп, которым якобы отравились «сотни людей» по всей Москве, мог быть заражен бактериями или другими патогенами, прежде чем его добавили в зефир. Такое мнение в разговоре с «Парламентской газетой» во вторник, 15 октября, высказал ведущий эксперт рабочей группы FoodNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Михаил Чарный. По словам специалиста, сам по себе мальтит не опасен, но,попав в зефир, содержащий яичные белки, вредоносные патогены могли начать стремительно размножаться. Что известно о ситуации — рассказываем в нашем материале.
«Пока нет результатов экспертизы, о чем-то говорить рано»
Напомним: об отравлении «сотен россиян» зефиром впервые сообщили телеграм-каналы. По их информации, все пострадавшие жаловались на вздутие живота, острую боль, тошноту и диарею, которые не купировались лекарствами.
«В отзывах люди заявили, что причиной произошедшего может быть мальтит — спирт из крахмала, используемый в качестве сахарозаменителя и подсластителя. Это вещество и другие сахароспирты оказывают слабительное действие, вызывают диарею, не рекомендуются детям, подросткам и беременным женщинам», — говорится в сообщении.
Вскоре после этого ряд магазинов на всякий случай отозвал продукцию из своего ассортимента. Хотя, к примеру, в пресс-службе компании Х5 Retail заявили, что никаких обращений по поводу качества товара и тем более массовых отравлений не получали — ни по горячей линии, ни по другим каналам обратной связи.
В бюджете нашли деньги на повышение зарплат полицейским
Мальтит — популярный сахарозаменитель, который получают из крахмала. Он слаще сахара, но при этом не так сильно влияет на уровень глюкозы в крови. Мальтит сертифицирован как пищевая добавка Е965 и активно используется в пищевой промышленности — при производстве конфет, кондитерских изделий и других сладостей. Потенциально опасная доза — 50 граммов.
Как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» ведущий эксперт рабочей группы FoodNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Михаил Чарный, версия об отравлении людей самим мальтитом выглядит малосостоятельной.
«Впрочем, он мог быть и не «чистым», — подчеркнул эксперт. — Возможно, сырье пришло на производство загрязненное, недостаточно очищенное, зараженное бактериями или обсемененное какими-то патогенами. А дальше они могли попасть в зефир, который благодаря обилию сахара и наличия белков вообще «мечта» любого патогенного микроорганизма, и начали активно размножаться».
Проблема, по словам Михаила Чарного, заключается еще и в том, что поступающее на заводы сырье ни одна компания, какой бы она ни была ответственной, не может проверить абсолютно на все потенциально опасные включения. Даже на крупных заводах такой возможности часто нет в силу отсутствия специфического и дорогостоящего оборудования. А задействовать сторонние лаборатории — значит, потратить время и деньги.
Дачную амнистию распространят на бани и сараи
«Поэтому производитель всегда смотрит на сертификаты и свидетельства, которые ему предоставляет поставщик, — заключил собеседник издания. — Но в любом случае здесь могло быть что угодно — от зараженного сырья до ошибки в техпроцессе и даже банального совпадения. Рано делать какие-то выводы до результатов официальной экспертизы».
А было ли отравление?
Доктор медицинских наукврач-гастроэнтеролог Виталий Румянцев, впрочем, версию о зараженном сырье также назвал малоубедительной.
«Чтобы отравиться мальтитом, его нужно съесть очень много, — подчеркнул специалист. — Что же до заражения — проблема в том, что у пострадавших отсутствует выраженная картина бактериального поражения. По крайней мере судя по открытым данным. По моему мнению, произошла какая-то ерунда. Но пока о чем-то говорить рано — нужно дождаться результатов экспертизы.
Остается нерешенным и еще один вопрос:а были ли вообще отравления? Так, по сообщениям РБК, сама компания-производитель якобы токсичного зефира планирует обратиться в суд с иском о защите деловой репутации, так как считает сведения, распространенные телеграм-каналами, порочащими.
«Сведения, опубликованные телеграм-каналами, не соответствуют действительности. Мы готовим иск о сведениях, порочащих нашу репутацию, и будем требовать опубликовать опровержения. Сейчас делаем расчет ущерба от опубликования недостоверных сведений», — цитирует издание коммерческого директора фабрики Михаила Шамиса.
Источник