Хоровое пение предлагают сделать обязательным с 1-го по 8-й класс
Согласно опросу Фонда «Наука и жизнь», из 100 подростков, состоящих на учете в отделах по работе с несовершеннолетними в Москве, ноль процентов занимались в хоровых студиях, только один — в музыкальной школе и 22 — в спортивных секциях. Таким образом, занятия музыкой значительно снижают криминальные наклонности подростков, пришли к выводу эксперты. Самое эффективное направление — хоровое пение, которое также повышает патриотизм, улучшает усвоение точных наук и даже лечит от некоторых болезней, заявили в Общественной палате (ОП) на круглом столе 15 апреля. В связи с этим там предложиливвести уроки пения в обязательную программу образовательных школ.
В очереди в галерею и на футбол
Эксперты Фонда «Наука и жизнь» и Всероссийского хорового общества провели исследование влияния музыки и пения на формирование личности. Для этого они анонимно опрашивали россиян в разных ситуациях. Так, опрос, проведенный среди взрослых в очереди на выставку художника Коровина, показал, что доля занимавшихся в детстве в музыкальных школах, студиях, кружках и хоровых коллективах там составила 52 процента, а в очереди на матч Локомотив (М)-ЦСКА, - менее одного процента.
Кроме того, анонимный опрос среди пациентов наркологического диспансера ЗАО Москвы показал, что среди содержащихся там людей, доля занимавшихся в детстве музыкой не превышала семи процентов. А среди детей, стоящих на учете в отделах по работе с несовершеннолетними в нескольких районах Москвы, — один процент.
«Хоровое пение может решить большинство социальных проблем современного общества, — считает директор «Всероссийского хорового общества» Павел Пожигайло, который и выступил модератором круглого стола в Общественной палате. — Этозначительно менее затратно, чем лечить наркоманов, бороться с экстремистами ис ростом преступности».
Так, по оценкам того же Фонда «Наука и жизнь» привлечение к хоровым занятиям по стране миллиона человек снизит количество преступлений, связанных с лишением свободы на 10-12 процентов. «Это даст прямую экономию бюджетных средств до 10 миллиардов рублей в год, — сообщил Пожигайло. — Это важно учитывать, когда мы говорим, что организация массовых хоров — дело затратное».
Против астмы и эгоизма
Хоровое пение может снизить не только уровень преступности в стране, уверен Пожигайло: «В результате исследований выявлено, что занятия музыкой и хоровым пением с ранних лет оказывают значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, снижают заболеваемость, устраняют межрасовые, межкультурные и иные межличностные барьеры».
В пример он привел такие данные: в школах Москвы успеваемость по точным наукам, литературе и иностранным языкам на 10-15 процентов выше у тех, кто занимается музыкой: «Когда мы говорим, что нам нужны инновации, мы должны понимать, что наш вид деятельности имеет к этому непосредственное отношение».
Не менее важно пение и для предотвращения целого ряда заболеваний, отметил эксперт, например астмы, которой сегодня поголовно страдают школьники.«Утверждение здорового образа жизни, демография — все это связано с вопросами хорового пения, — пояснил главный по хорамв стране — Кроме того, пение воспитывает созвучие культур и языков. И противостоит эгоцентризму — распространенной проблеме в воспитании детей».
Опубликовано расписание ОГЭ в 2024 году
Поющие школы, кружки и семьи
Достичь этих и других ошеломительных результатов невозможно при нынешнем отношении к хоровому пению в стране, уверены эксперты. Если говорить о школах, в основном, хоровое пение присутствует в начальных классах — там поют 20 процентов мальчиков и 23 процента девочек. В средних классах эти цифра снижаются до 9 и 11 процентов, соответственно, а в старших — до 5 и 7 процентов.
«То есть у нас школа не является пропагандистом хорового пения. Хоровые кружки практически исчезли из школы. Во всяком случае, судя по исследованию», — отметил Павел Пожигайло.
Кроме того, по данным участников круглого стола, в Костромской области хоровым пением в детских школах искусств занимаются 15,17 детей на тысячучеловек, в Рязанкой — 11, в Московской области — 10,8 детей, а в столице — ивсего 6,3 ребенка.
Утрачивается традиция и семейного хорового пения, отметили эксперты. В среднем, по России она сохранилась в 10 процентах семьях с мальчиками и в 16-17 процентов — с девочками.
Оценка в аттестат и критерий эффективности власти
В связи с этим эксперты предложили внести изменения во ФГОСы, закрепив уроки пения в обязательной программе образовательных школ для 1-8 классов.
Список музыкальных произведений, которые будут изучать на таких уроках, обещают подготовить дополнительно, включив в него «входящую в «Золотой фонд» вокально-хоровую музыку, изучение которого станет обязательным для каждого школьника».
Кроме того, предлагается «включить в документ, удостоверяющий окончание общего (полного) среднего образования комплексную оценку по предметам «Музыка» и «Хоровое пение».
Еще одна новация — внесение в Номенклатуру должностей педагогических работников должности «Руководитель хорового коллектива (студии)».
Чтобы оценить результативность этих мер, в Общественной палате предлагают сформировать госзаказ на исследование «оценки влияния хорового культуры на личность».
Яков Кедми назвал аргументы против ответа Израиля на ночную атаку Ирана
Также в перечень эффективности органов власти хотят включить показатели о наличии и наполненности хоровых коллективов в регионах.
Такие рекомендации записали в резолюции круглого стола, которую собираются отправить в Госдуму, Совфед и новый кабмин после того, как он будет сформирован.
Недооцененная музыка
Как пояснила «Парламентской газете» член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова, музыка — это предмет, который не относится к основным, по нему не сдают госэкзамены.
«Согласно приказу Минпросвещения от 05.10.2020 № 546, в аттестатах российских школ за музыку, рисование и физкультуру разрешено ставить зачеты», — пояснила депутат.
При этом по мнению Тутовой, влияние музыки на детей сегодня действительно недооценено: «Мы даже не задумываемся, что пение в ансамбле или школьном хоре благотворно влияет на нервную систему и помогает развивать навыки командной работы».«Я за уроки музыки, особенно в начальных классах. Они развивают интеллект детей, развивают речь», — заключила депутат.
Источник