Школьных психологов предлагают сделать обязательными

Ввести ставки психологов в школы в обязательном порядке, а не по желанию образовательной организации призывает депутат петербургского Заксобрания Павел Крупник. По его мнению, постоянное сопровождение детей опытным специалистом позволит нивелировать риски буллинга, снизит тревожность одних детей, не позволит замкнуться в себе другим. Как следствие, это сократит количество конфликтов и даже трагедий среди детей и подростков. В Госдуме волнения петербургского парламентария разделяют, а в Министерстве просвещения над этой темой давно работают, причем по всем направлениям.
Возраст жестокости
В письме к министру просвещения Сергею Кравцову Павел Крупник с досадой констатирует, что внедренная система психологических служб в учебных заведениях является опциональной, а не обязательной. В то время как в наши дни помощь специалистов нужна и подросткам, и детям младшей школы.
«Мы все слышали или читали о резонансных случаях школьного насилия, травли, издевательств, скандалов и даже «шутинга», в результате которого погибали дети и взрослые. По оценкам специалистов, возраст жестокости у детей снижается, а прилюдное унижение переходит в тренд. Если раньше пик буллинга приходился на подростковый возраст, сейчас его начало сдвинулось на младшую школу, даже дошкольников», — заявил парламентарий.
Павел Крупник отмечает, что причин тому множество: это и информационная нагрузка, и проблемы с самооценкой, и давление сверстников, и семейные конфликты. Но если бы многим детям в кризисной ситуации была оказана своевременная помощь специалиста, то жертв и конфликтов можно было бы избежать.
Павел Крупник.
«Прошу Вас изучить возможность внесения изменений в действующую правовую регулирующую базу соответствующих поправок, внедряющих должность штатного психолога как обязательную штатную единицу», — написал Павел Крупник Сергею Кравцову.
Одновременно он обратил внимание на необходимость снижения нагрузки на педагога-психолога, которая сегодня рекомендована как 300 учащихся на одного специалиста в школе, 200 ребят — в детских садах, 500 студентов — в вузах. Для коррекционных школ, по его мнению, нагрузка должна быть уменьшена кратно.
Полностью поддерживает предложение Павла Крупника депутат Госдумы Яна Лантратова: «Действительно, сейчас наличие психолога — это право, а не обязанность школы, и это нужно менять. Мы видим, к каким трагическим последствиям может привести отсутствие своевременной психологической помощи детям и подросткам. Травля, вооруженные нападения — эти явления, к сожалению, становятся все более распространенными. Вот даже на примере одного города Нового Уренгоя. За последние два дня там школьник напал с ножом на одноклассницу, а студент колледжа открыл стрельбу. Работа квалифицированного психолога — ключевой элемент в профилактике таких случаев», — считает парламентарий.
Другие механизмы
Завкафедрой педагогики и психологии МПГУ Елена Приступа, напротив, считает, что увеличение в штате школ школьных психологов не даст резких эффектов по снижению девиаций у несовершеннолетних:
«Образование обучающихся является сложным процессом. Контингент разнообразен и требует особого подхода со стороны педагогов и специалистов. В процессе социального развития детей и подростков возможны риски нарушений и отклонений от нормы. Любой педагог должен владеть всеми технологиями, включая диагностику, коррекцию, сопровождение, просвещение. Но увеличение штатных психологов не даст ожидаемого эффекта. Главный механизм — усиление взаимодействия междисциплинарных команд: образования и социальной защиты, образования и здравоохранения, образования и служб органов опеки. Необходимо усовершенствовать алгоритм межведомственного взаимодействия», — считает эксперт. Еще одно направление для работы педагога, по ее словам, — работа с родителями, так как детское неблагополучие — прямое следствие семейного.
Руководитель психолого-педагогической службы областной гимназии имени Примакова Светлана Манухина считает, что важно не только обязательное наличие штатного психолога, но и его квалификация:
«Это должны быть люди с подтвержденным уровнем квалификации, четко очерченным кругом обязанностей, легитимной и авторитетной позицией в учреждении. А формула расчета количества педагогов-психологов в организации должна включать в себя количество и особенность контингента, обучающегося в ней, и учитывать задачи, которые перед школой ставятся: работа с высокими достижениями, одаренными детьми, профилактика дезадаптивного поведения, профориентационная работа, работа с детьми с ОВЗ и другие».
В целом, по ее мнению, пришло время, когда в школы необходимо вводить не только психолога как отдельную важную трудовую единицу, но и возвращать само понятие официального подразделения «Психологическая служба».
Директор методического центра Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Альбина Бучек уточнила: по нормативам министерства просвещения300 детей на одного специалиста — это общая школьная норма. Если же организация преимущественно реализует адаптированные образовательные программы, напримерработает с детьми с аутизмом, то психологов может быть больше. Например, для детей с ОВЗ это 20 человек на одну ставку психолога, а если это аутисты, то по 5-8 обучающихся на одного специалиста. Кроме того, решения об их численности организация может устанавливать и самостоятельно, принимая решения, например, на педагогическом консилиуме.
Профилактика изнутри
В Минпросвещения «Парламентской газете» сообщили, что разделяют мнение о необходимости введения в штатное расписание образовательных организаций педагогов-психологов. Вместе с тем в министерстве отметили, что сегодня на федеральном уровне соответствующие нормы уже предусмотрены.
Кроме того, сообщили, что по приказу ведомства от 6 ноября 2024 года № 778, с 1 марта 2025 года вступил в силу типовой порядок оказания такой помощи: «Важно, что она может быть оказана любому ребенку и его родителю педагогами-психологами не только по месту обучения ребенка, но и в специально создаваемых в регионах центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В Санкт-Петербурге, например, таких центров более пятнадцати».
Параллельно министерство проводит профилактику проблем подростковых и детских конфликтов. Для школьников, родителей и педагогов недавно разработали методическую памятку по вопросам противодействия противоправному поведению в образовательной среде.
Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что профилактика противоправного поведения — особое направление работы министерства: «Памятка поможет не только оперативно реагировать на случаи, но и предотвращать их, опираясь на правовые инструменты, проводить разъяснительную работу. Эти материалы являются частью комплексной работы по развитию системы профилактики, которую мы проводим совместно с другими ведомствами, научными и общественными организациями».
В памятке рассказывается, как именно проявляется буллинг: насмешки, обзывания, клички, придирки, угрозы, сплетни, доносительство, клевета, бойкот, порча личных вещей, рэкет, мелкие кражи, вымогательство, причинение вреда здоровью, кибербуллинг и любые иные проявления травли, в том числе с использованием интернета. Указано, какая ответственность с какого возраста наступает для подростков, которые занимаются травлей: от административных штрафов за оскорбления, до статьи 110 «Доведение до самоубийства», ответственность по которой наступает с 16 лет. А также рассказывается, как пресекать подобные действия и по каким телефонам в критической ситуации стоит обратиться.
Источник