В России создадут национальную платформу борьбы с кибермошенничеством
Силовые структуры и банки начнут оперативно обмениваться информацией о подозрительных операциях и смогут их блокировать, а переведенные на серые счета деньги вернут их законным владельцам. В создаваемую в России национальную платформу борьбы с киберпреступностью хотят включить и бизнес — маркетплейсы, сайты объявлений и другие ресурсы, на которых часто орудуют мошенники. А с кол-центрами, из которых россиянам поступают вредоносные звонки, и вовсе хотят разобраться радикально, сделав их законной целью бойцов СВО. Только так получится победить всегда идущих на шаг вперед кибермошенников, считают участники состоявшейся 7 июня на Петербургском экономическом форуме дискуссии о безопасности в интернете.
Дроперам приготовиться
В 2023 году в России зафиксировали 677 тысяч киберпреступлений, это чуть меньше половины от всех уголовно наказуемых деяний. Ущерб превысил 156 миллиардов рублей. За четыре месяца этого года количество таких преступлений уже перевалило за 240 тысяч, рассказал замначальника следственного департамента МВД Данил Филиппов.
Чаще всего имущественные преступления связаны с переводами денег между счетами, поэтому силовики настаивают на дополнительном законодательном регулировании этой сферы. В МВД разработали законопроект о борьбе с дропами — серыми банковскими картами и их владельцами, через которые преступники выводят похищенные деньги. За оформление и передачу карт третьим лицам в преступных целях хотят ввести уголовную ответственность. Законопроект находится в высокой степени согласования, сообщил Филиппов.
Для предотвращения преступлений важен оперативный обмен информацией между банками и МВД. «Если человек своевременно обратится в финансовую организацию или к нам и будет налажена быстрая связь, то получится приостановить движение средств по карте, — сказал представитель силового ведомства. — Кроме того, с 25 июля 2024 года вводится двухдневный период охлаждения на переводы денежных средств по подозрительным операциям».
За кредитом — только в офис
Банки и сейчас проверяют подозрительные операции, которые выявляют в автоматическом режиме. Только в ВТБ за первый квартал 2024-го три миллиона раз приостанавливали движение денег между счетами, рассказал зампред правления банка Георгий Горшков. Однако в 85 процентах случаев преступники берут жертву на крючок еще до похода в офис или входа в мобильное приложение — они представляются кем угодно, от правоохранителей до представителей власти, и вынуждают человека снять деньги или взять кредит.
Еще одна интересная цифра. Если в 2023 году 75 процентов попыток обмана совершалось в онлайне и 25 процентов в банках, то с начала этого года ситуация изменилась: основная масса схем переместилась в физическую сеть. «И теперь наши сотрудники — это последняя линия обороны, — отметил Горшков. — Мы их постоянно обучаем, поэтому я рекомендую всем, кто обращается за кредитом, особенно крупным, приходить в офис банка».
Сегодня государство, мобильные операторы и банки объединились в создании национальной платформы борьбы с кибермошенничеством, рассказал представитель ВТБ. Создается безопасный способ обмена данными о выявленных мошенниках и дропах.
На руку преступникам играют гигантские по объему утечки персональных данных: на их основе мошенники формируют схемы обмана, поскольку знают о потенциальной жертве все, объяснил вице-президент по кибербезопасности Сбербанка Сергей Лебедь. «Приватности уже не существует: под 10 миллиардов записей о россиянах находится в открытом доступе, только с начала 2024 года в Сеть попало больше 500 миллионов строк», — сказал он.
Рособрнадзор готов обсуждать отмену ЕГЭ при наличии понятной альтернативы
Кто в ответе за утечки
Объем российского рынка кибербезопасности оценивается в 140 миллиардов рублей, то есть даже меньше, чем заработки мошенников, констатировал вице-президент по информационной безопасности «Ростелекома» Игорь Ляпунов. То, что происходит сейчас, он назвал соревнованием брони и снаряда: операторам удалось победить звонки с подменных номеров, «приземлить» все звонки в России. «Но каждый месяц появляются новые схемы, и мошенники вновь атакуют наших людей», — посетовал специалист.
Ляпунов пожаловался, что сотрудники инфобеза — по сути единственные на линии обороны: тем, кого они защищают, в общем-то все равно, что происходит с их персональными данными. Речь — об абсолютном большинстве россиян. Мысль развил представитель сервиса «Авито» Владислав Федулов: «Безопасность — это слагаемое наших вложений и цифровой грамотности людей».
Но зампред Комитета Совфеда по бюджету и финрынкам Александр Шендерюк-Жидков с коммерсантами не согласился. Люди, по его словам, не профессиональные участники рынка, а защищать своих клиентов — регулярная функция бизнеса. «В любом инциденте виноват профессиональный участник рынка, — указал Шендерюк-Жидков. — В прошлом году мы приняли закон, обязывающий банки возвращать деньги, которые перевели на счета, находящиеся в реестре ЦБ как мошеннические. Считаю, в этот механизм нужно включить маркетплейсы и операторов связи как несущих такую же ответственность».
Шквал мошеннических звонков поступает в Россию из кол-центров, многие из которых открыты на территории Украины, сообщил сенатор. В завершениедискуссии он предложил сделать эти объекты законными целями в рамках СВО. Обсудить инициативу участники сессии не успели, но сенатору поаплодировали.
Источник