Эдгард Запашный: Мы должны получать дивиденды за кадры для мировой культуры
Те, кто называет себя зоозащитниками, не остановятся, если работу животных в цирке запретят — их следующей целью сначала станут зоопарки, а потом и домашние питомцы, уверен генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадскогонародный артист России Эдгард Запашный. В интервью «Парламентской газете» он рассказал, зачем цирк проводит открытые репетиции и почему наши артисты — желанные гости за рубежом, но страна не получает от этого никакой выгоды.
- Эдгард Вальтерович, как сегодня строится международное цирковое сотрудничество?
- Понятно, что времена изменились, ситуация в мире стала совершенно другой. Несколько лет назад коронавирус прервал контакты с внешним миром, а в 2022-м началась СВО, которая, как нам казалось, разделит мир четко на наших и не наших. Если, например, Польша ведет антироссийскую линию, значит, и сотрудничество с ней должно быть полностью прекращено и на культурном уровне. Знаете, приятно отметить, что это не так. Несмотря ни на какие трудности, за последние два года и на манеже Большого московского цирка, и на манежах наших коллег прошло несколько международных цирковых событий: фестивали «Идол», «Без границ», «Принцесса цирка» и другие. Каждый из них посещали представители 15-20 стран, половина из которых те самые недружественные. При этом приезжали не только артисты, но и достаточно серьезные функционеры. Некоторые из них откровенно мне говорили, что на них давили, им намекали, что к нам лучше не ездить, но они принимали решение приехать, потому что не хотели прерывать отношения с Россией, понимая, что культурный контакт очень важен в текущей ситуации.
К примеру, к нам на фестиваль «Идол» в 2024 году приезжала артистка из Польши, а в прошлом году на фестивале «Без границ» в Санкт-Петербурге выступал артист с Украины под флагом своей страны. Я лично его объявлял, и это был, конечно, риск, но зрители тепло его приняли, оценив смелый поступок. Так что сотрудничество есть, пусть не в тех масштабах, что раньше, ведь многое изменилось, в том числе в плане логистики: добираться до России многим приходится через третьи страны, а это еще и дорого. Но и Министерство культуры РФ, и Департамент культуры Москвы однозначно поддерживают проведение международных фестивалей в нашей стране.
- А где готовы принимать наших артистов, ведь не раз россияне блистали на манеже Монте-Карло?
- Сегодня туда зовут только Максима Юрьевича Никулина, который это приглашение принимает, что я считаю предательской позицией. Организаторы из Монте-Карло два года назад в одностороннем порядке разорвали с Росгосциркомдействующий контракт. Тогда около 80 человек, а это полностью подготовленные оригинальные номера и костюмы, не поехали на фестиваль, хотя традиция насчитывала полвека. И два года подряд фестиваль был проукраинским, там вместо российских флагов повесили украинский и официально объявляли поддержку и сбор средств для этой страны. Считаю, что присутствие наших людей в такой ситуации недопустимо.
Что касается других выдающихся площадок, у нас абсолютно нормальные отношения с Китайской Народной Республикой, чей цирк — один из сильнейших в мире. Артисты Большого московского цирка поедут работать в Монголию, где также пройдет значимое цирковое событие. Кроме того, иностранные компании изъявили желание участвовать в тендере на реконструкцию здания нашего цирка. Точечно артисты из России находятся сейчас в Германии, в Венгрии, в США в различных цирковых компаниях. В ряде стран наших артистов опасаются представлять как русских и заявляют нам: дайте нам артистов, а мы будем объявлять их как представителей Узбекистана или Таджикистана -в общем, нашего ближайшего зарубежья. Они пытаются избежать политического давления в своих странах, но мы от таких контрактов однозначно отказываемся.
И еще об одной трудности скажу: система взаиморасчетов. Разорвав финансовые связи с Россией, производить оплату из недружественных стран стало невозможно, в связи с чем нам пришлось завершить многолетний контракт с крупнейшей берлинской компанией «Фридрихштадт-Паласт».
- Вы как артист по выступлениям за рубежом скучаете?
- Да нет, вы знаете, мне сейчас просто не хочется туда ехать из-за того, как они себя ведут. Если бы в том же Монте-Карло с нами нормально разговаривали, объяснили бы, что вот есть политика, есть Макрон, но они все равно хотят нас видеть, понимая, что без артистов из Россииэтот фестиваль неполноценный, то, наверное, речь могла бы идти о какой-то ностальгии. А сейчас, когда они просто разрывают контракты, я им скажу: да на фиг вы нужны, чтобы еще по вам скучать!
- В свое время вы говорили о высасывании кадров из российского цирка мировыми гигантами вроде Дю Солей. Вопрос по-прежнему актуален?
- Да, это происходит до сих пор. Я не могу достучаться до наших руководителей, почему они на это не реагируют. Вот только что на фестивале «Без границ» показали большой и сложный акробатический номер под руководством Тимура Гончарова. Его готовили два года, то есть вкладывали кучу денег, сил, обучали ребят из спорта актерскому мастерству, одевали их и обували, искали партнеров, репетировали — и выпустили блестящий номер. И вот буквально недавно двое ребят оттуда уехали работать в Дю Солей. К слову скажу, что в этом цирке все артисты безликие, они не создают звезд, что коммерчески правильно. Они только внушают, чтобы люди гордились работой у них, но в любой момент могут их выгнать.
Я не могу добиться от наших властей, чтобы система трудовых отношений в культуре была бы такая же, как в спорте. Там воспитанника определенного футбольного клуба ведут с детства, и как только он демонстрирует успехи, подписывают с ним долгосрочный контракт. И если парнем заинтересовалась, скажем, «Барселона», то она может на него претендовать, заплатив клубу отступные, то есть перебив контракт игрока. А из цирка люди просто увольняются, и через две недели они уже в Канаде. То же самое происходит в опере, в балете — большое количество российских дирижеров уехали за границу, и у театров нет возможности их удержать, и нет никаких оснований требовать неустойку. Россия в этом смысле остается кузницей лучших творческих кадров для мирового искусства. Это очень серьезный вопрос, который нужно поднять на всех уровнях. Я не против, чтобы люди работали за рубежом, там, где они хотят, но наша лучшая в мире школа должна получать за это дивиденды. И тот же Дю Солей может себе позволить заплатить за хорошего артиста как минимум столько, сколько мы в него вложили. Это будет по-честному.
- Кто сегодня приходит в цирк, ведь многие программы или номера рассчитаны, кажется, на взрослую аудиторию?
- Цирк остается объединяющим искусством, его одинаково понимают носители любого языка, вероисповедания, возраста и даже приверженцы разных политических течений. При этом спектакль может быть очень разным, и мировая практика это показывает. В Германии я видел цирк, где люди проделывают трюки со своими половыми органами, а в Нидерландах есть гей-цирк. Канадский цирк — традиционно без животных, а в США работает цирк полноценного семейного формата Ringling Brothers, там уже лет сто ничего не меняется.
Российский цирк сегодня специально не заигрывает ни с каким слоем населения. Мы не ориентируемся только на детей или только на взрослых. Мы создаем современный цирк, который может трансформироваться несколько раз в день. На утреннем представлении, где много детей, мы можем облегчить некоторые трюки, которые маленькие зрители не поймут, но добавить больше клоунады. В целом, глядя на своих коллег, вижу, что каждое представление остается семейными каждый член семьи найдет для себя то, что его впечатлит и доставит удовольствие.
- Не могу не задать вопрос о животных в цирке, в Госдуме находится законопроект об их использовании.
- Часто защитники этой позиции пытаются через прессу проводить, что цивилизованные страны от животных в цирке отказались. Но вот германский цирк Кроне использует порядка трехсот животных, и это в стране, где очень серьезную позицию занимает партия «зеленых». Значит, там созданы хорошие условия, иначе бы они такого не допустили. Или тот же фестиваль в Монте-Карло, а Княжество Монако — это по сути владение Франции, — там половина номеров с хищниками и слонами. В Италии тоже с удовольствием работают с животными. А в центре Будапешта прямо напротив зоопарка стоит цирк, где мы с братом работали. Так о каких цивилизованных странах нам говорят? Кстати, Китай активно строит цирки, и там все больше животных работает. Но страшнее вранья — радикализм, с которым те, кто называет себя зоозащитниками, пытаются отстаивать свои взгляды. Порой их выходки приобретают опасные формы, и за много лет я понял, что с такими людьми разговаривать бесполезно. Я когда-то сказал, что даже если публикую фото, как целую льва в пятую точку, меня все равно обвинят в жестоком обращении и скажут, что лев обколотый.
Поэтому я всегда обращаюсь к людям, которые не разучились думать и мыслить логически. А логика простая: если мы сегодня закрываем цирк с животными, потому что дрессура — это зло, а содержание в вольерах — ограничение прав, то следующий этап — зоопарки. Когда закроем и их, то речь сразу пойдет о домашних животных, нам скажут, что поводок и ошейник для собаки — это негуманно, а кормление и выгул по расписанию — та же дрессура. И вот когда мы полностью огородимся от животных, то нет сомнений, перекинемся на людей. Что, кстати, уже происходит в некоторых «цивилизованных» странах, где из семей забирают детей по тем же самым надуманным причинам, якобы за насилие. Можем дойти до того, что мужчина и женщина станут некими производителями.
- Как разрушить миф о негуманном обращении с животными в цирке?
- Мы проводим открытые репетиции, на которые приходит очень много людей, и вот там разрушаем мифы. Например, о том, что тигра, чтобы он прыгнул в огонь, надо либо не кормить, либо очень сильно бить. А на самом деле, прыжок в огонь — один из самых простых трюков, потому что тигр не знает, что такое огонь, потому что никогда не обжигался. Репетируя номер, мы в большей степени приучаем животное к внешнему виду огня, чтобы он привык, что вот он такой, шевелится и яркий. А потом, когда тигр несколько раз прыгнет рядом с кольцом, он спокойно прыгает внутрь, не обжигаясь, как люди прыгают через костер. На открытых репетициях мы по многим жанрам циркового искусства ведем такой разговор с людьми, даем возможность напрямую поговорить с артистами, даже попробовать себя в том или ином трюке.
- Когда начнется ремонт в Большом Московском цирке и сколько он продлится?
- Работы действительно необходимы, зданию 53 года. При всем внешнем великолепии цирк уже имеет большое количество слабых мест, которые нам трудно решить без капитального вмешательства: и по безопасности, и по комфортному размещению зрителей, и по доступной среде, и по содержанию животных, и по машинерии. Объявлен тендер, по итогам которого конкурсная комиссия выберет подрядчиков. Конкретных сроков сейчас нет, но я рад, что работа началась, и надеюсь, что через какое-то время зрители увидят цирк совершенно нового качества.
Источник