Правила доступа на Соловки и в «Русскую Палестину» собираются закрепить законом
Памятники истории и культуры можно будет отнести к достопримечательным религиозно-историческим местам, проведя экспертизу и учтя мнение централизованной религиозной организации, к которой они относятся. Это позволит культовым учреждениям вносить свои коррективы в правила доступа на такие территории и покупать там земли и здания в преимущественном порядке. Обсуждение соответствующего законопроекта завершается на портале проектов нормативных актов Правительства 6 февраля. В ответ на запрос «Парламентской газеты» в пресс-службе Минкультуры рассказали, каких исторических мест могут коснуться изменения.
Под одну гребенку
Из-за того, что у религиозных достопримечательностей нет особого статуса по сравнению с другими объектами культурного наследия, у них возникает немало сложностей. Как пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе Минкультуры, органы госвласти занимаются их охраной, руководствуясь общими нормами, не учитывая специальные нужды культовых организаций. Например, требования к деятельности на достопримечательных территориях могут мешать их нормальной работе, говорится в пояснениях к документу. Нет и законных оснований, позволяющих установить особые правила доступа людей в святые места.
Представители разных конфессий не раз поднимали эти вопросы, сказала «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. Она пояснила, что по закону все памятники истории и культуры должны быть доступны людям. «Даже если это частная собственность, владелец должен заключить договор, когда и при каких условиях он будет показывать интерьеры своего дома, находящиеся под охраной», — пояснила она.
Религиозные же объекты могут быть доступны не всегда. Например, напомнила депутат, в православных храмах женщинам нельзя заходить за алтарь. «У нас на одной из территорий была скандальная история, когда женщина из управления охраны памятников зашла в заалтарную часть, чтобы посмотреть, в каком состоянии находится объект культурного наследия», — рассказала Драпеко. Должно быть регламентировано и посещение монастырей — его могут запретить, если таков устав обители, или ограничить. «И такие особенности есть в каждой конфессии. Например, в исламе есть правила посещения мечети. Можно ли туристам заходить туда во время молитвы, можно ли женщинам приходить туда, где молятся мужчины, и наоборот — все это нужно регулировать», — сказала депутат. По ее словам, законодательство уже несколько раз корректировали, чтобы закрепить особенности использования памятников религиозного назначения, но нужно продолжать диалог со всеми конфессиями.
Собор Троицы Живоначальной в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре.
Минкультуры предложило свое решение. По законопроекту, подготовленному ведомством, комплекс зданий и земель, внесенный в реестр культурного наследия и относящийся к той или иной конфессии, смогут признатьдостопримечательным религиозно-историческим местом, сделав две вещи: проведя государственную историко-культурную экспертизу и учтя мнение соответствующей централизованной религиозной организации. Наделением памятников особым статусом будутзаниматься Минкультуры, региональные и местные власти.
Если достопримечательность признают религиозно-исторической, то культовое учреждение, которое там находится, получит преимущественное право покупать расположенные на территории имущество и земли по цене, за которую они продаются, и на прочих равных условиях. Смогут установить — опять-такиучтя мнение конфессии, — и особенности доступа в такие места. А в требованиях к деятельности на их территориях укажут особенности, призванные обеспечить надлежащее совершение богослужений, обрядов и церемоний.
Пока только три
Необходимость уточнить существующий порядок возникла, когда начали приводить в порядок Соловецкий архипелаг, говорится в пояснениях к законопроекту. Немалую территорию там занимают культовые здания, а жемчужина исторического комплекса — Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, история которого насчитывает около шестисот лет. В советское время монастырь превратили сначала в тюрьму, а потом в музей-заповедник, который существует и сейчас. В 90-х годах обитель возродили, а позже приступили к ее восстановлению и реставрации. Начали строить и инфраструктуру для жителей островов и туристов. Но когда в 2021 году Соловецкие острова признали памятником культуры федерального значения и встала задачаподготовить требования к его деятельности и градостроительным регламентам, у разработчиков возникли сложности, указали авторы документа. Стало понятно, что без мнения Церкви при подготовке документов не обойтись.
И это касается не только Соловков. По данным пресс-службы Минкультуры, кроме них, в России есть еще два достопримечательных религиозно-исторических места. Это «Русская Палестина» в подмосковной Истре, куда едут, чтобы посетить Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь и музей «Новый Иерусалим», ибывшее Лютеранское немецкое кладбище в Пскове.
Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь в Истре
Но таких мест может стать намного больше. В Едином госреестре объектов культурного наследия, посчитали в министерстве, уже находится 355 достопримечательностей, которые отмечены как «этнографические и культовые» и «памятники религии». Получат ли они особый статус, пока неизвестно.«Количество достопримечательных мест, обладающих необходимыми атрибутами в целях их последующего отнесения к религиозно-историческим местам, принимая во внимание многоконфессиональность народов Российской Федерации, не определено», — сообщили в пресс-службе Минкультуры. Их предстоит определить, когда начнут действовать новые правила.
Источник