За рекламу незаконных детских лагерей требуют штрафовать

22:40 03.06.2024
0 111
За рекламу незаконных детских лагерей требуют штрафовать
©Елена Афонина/ТАСС

Детские лагеря, не включенные в реестр организаций отдыха и оздоровления, а значит, не прошедшие необходимые проверки, уже могут оштрафовать на сумму до миллиона рублей, но на деле это не работает, судя по тому, что количество незаконных компаний в этой сфере продолжает расти год от года, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко. Поэтому она предложила предусмотреть штрафы за рекламу детского отдыха и оздоровления, если ее будут давать те, кто не имеет права оказывать такие услуги. Соответствующий законопроект депутат разработала и отправила на согласование в профильные министерства. Вдобавок она попросила генерального прокурора Игоря Краснова устроить проверку компаний, которые рекламируют детский отдых, на специализированных сайтах и в социальных сетях. «Парламентская газета» ознакомилась с документами.

Отвезти детей в лес, чтобы скрыть нарушение

Любой детский лагерь — как загородный, так и пришкольный— может открыться, только когда его включат в реестр организаций отдыха детей и оздоровления. Такой реестр должен быть в каждом регионе. Родители могут посмотреть его на сайте органа, который отвечает за детский отдых в субъекте. Например, в Московской области это министерство социального развития, в Ленинградской области — комитет общего и профессионального образования, в Краснодарском крае — министерство труда и социального развития. Прежде чем разрешить лагерю работать, его проверяют Роспотребнадзор, МЧС, Росгвардия, специальная межведомственная комиссия.

Тем не менее с каждым годом растет «серая» зона детского отдыха: в интернете масса объявлений об услугах компаний, которые маскируются под легальные лагеря, но принимают детей в обход закона, сказала Наталья Костенко «Парламентской газете». Например, отдыхающих могут разместить в гостинице, гостевом доме или на туристической базе и назвать это детским лагерем.

По словам Костенко, подобные организации можно вычислить только с помощью серьезного мониторинга интернет-площадок, но пока ни объявления, ни сами «лагеря» никто систематически не проверяет. «Что там творится — чем кормят детей, какие специалисты с ними работают, чему учат, проводят ли обработку территории от клещей, есть ли там видеокамеры, КПП и вообще хоть какая-то антитеррористическая защищенность — мы узнаем, как правило, в связи с жалобами недовольных родителей или в связи с каким-то ЧП», — сказала депутат.

Директор одного из незаконных лагерей в Ленинградской области отправлял детей гулять в лес, как только приезжала проверка, — так он пытался скрыть их пребывание в учреждении. Санитарно-эпидемиологического заключения, без которого в принципе нельзя начинать работу, у этого «лагеря» вообще не было. Против директора возбудили уголовное дело.

Однако, как правило, добавила Костенко, разбирательства заканчивались штрафами. Она привела в пример аналогичный случай в Краснодарском крае, где организаторы незаконного лагеря вывезли 80 детей в лес в попытке скрыть серьезные нарушения.

Сейчас, если организация откроет лагерь, не позаботившись о включении в реестр, ее могут оштрафовать на сумму от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. «Но на деле эта норма практически не работает, потому что штрафы отбиваются очень быстро, а системного контроля за их деятельностью нет:такие конторы остаются вне поля зрения надзорных органов, тогда как законные лагеря проверяют постоянно», — отметила парламентарий. По ее словам, это подтверждает количество объявлений о продаже путевок в лагеря, которые не значатся в реестрах.

Депутат сообщила, что в преддверии летних каникул к ней обратились жители Московской области, которые нашли подобные предложения на сайтах трех крупных туристических агрегаторов и в соцсетях.

Наталья Костенко. © Игорь Самохвалов/ПГ

Турфирмам придется фильтровать объявления

Депутат предложила начать штрафовать незаконные лагеря еще до того, как они откроются. Она подготовила поправку в Кодекс об административных правонарушениях, по которой за рекламу услуг отдыха детей и их оздоровления в организациях, не включенных в реестр организаций отдыха и оздоровления, граждан смогут оштрафовать на 10-30 тысяч рублей, должностных лиц — на 40-100 тысяч, юридических — от 500 тысяч до одного миллиона рублей.

«Предполагаем пока штрафовать только тех, кто разместил рекламу «левого» лагеря, но мы думаем и о том, чтобы законодательно повысить ответственность также интернет-площадок, которые зарабатывают на продвижении потенциально опасного детского отдыха», — сказала Наталья Костенко.

По ее словам, агрегаторы интернет-объявлений легко могли бы требовать от лагерей, желающих разместить свою рекламу, сообщать о своем нахождении в том или ином региональном реестре. «Нормальные детские лагеря так и поступают. На их сайтах и в объявлениях, которые они публикуют на различных порталах, есть информация, что они включены в реестр. И родителям тоже стоит уделять этому особое внимание и проверять статус лагеря, прежде чем купить путевку», — сказала Костенко.

Парламентарий отправила законопроект в профильные органы власти на согласование перед внесением в Госдуму.

Президент поручил завершить капремонт школ и детских садов до 2030 года

Не доверяй, а проверяй

Кроме того, депутат обратилась к генеральному прокурору Игорю Краснову. Она попросила его организовать проверку фактов, указанных в обращении жителей Московской области, и, если нарушения подтвердятся, отреагировать на них. А также провести мониторинг сайтов и групп в социальных сетях, где продают путевки в детские лагеря, чтобы выяснить, есть ли там объявления незаконных компаний, и принять меры прокурорского надзора. В письме депутат отметила, что услуги, которые оказывают предприниматели, не прошедшие процедуру включения в госреестр, могут повлечь угрозу для жизни и здоровья отдыхающих детей.

Также парламентарий запросила в Генпрокуратуре статистику штрафов и уголовных дел в сфере детского отдыха за 2021-2023 годы. Наталья Костенко отметила, что важно понять, почему не работают существующие санкции и органы власти неэффективно реагируют на появление на рынке «левых» лагерей.

Источник

Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса