Что мешает обмену пленными между Киевом и Донбассом
Последний масштабный обмен пленными с "ДНР" и "ЛНР" состоялся почти год назад. DW разбиралась в том, почему этот процесс затормозился.
Почти год прошел с момента последнего обмена военнопленными между украинским правительством и самопровозглашенными "ДНР" и "ЛНР". В соответствии с пунктом 6 мирного соглашения Минск-2 стороны конфликта должны обменять пленных по формуле "всех на всех". С начала вооруженного конфликта в Донбассе около тысячи человек с обеих сторон, среди которых военные и гражданские лица, уже были освобождены.
Последний раз громкий обмен состоялся в сентябре 2016 года, когда из плена в Донбассе вернулись экс-сотрудник Службы безопасности Украины Юрий Супрун и подорвавшийся на растяжке волонтер Владимир Жемчугов. Впоследствии, в конце декабря 2016 года, украинская власть в одностороннем порядке освободила 15 человек, в отношении которых были открыты уголовные дела по обвинению в участии в незаконных группировках. После этого процесс освобождения пленных остановился.
В очередной раз сорванный обмен
В июне этого года представитель Украины в трехсторонней контактной группе (ТКГ) по урегулированию ситуации в Донбассе Леонид Кучма заявил, что процесс обмена пленными возобновится с 5 июля 2017 года. Именно в этот день в Минске украинская сторона и представители самопровозглашенных республик должны были согласовать окончательные списки. Однако представители "ЛНР" и "ДНР" оставили стол переговоров, обвинив официальный Киев в отказе проводить обмен. Переговоры в очередной раз были сорваны.
Ирина Геращенко, которая также представляет Украину в ТКГ, обвинила противоположную сторону в намеренном блокировании процесса освобождения людей из плена. По ее словам, руководство "ДНР" и "ЛНР" считает 39 человек из украинского списка военными преступниками, не подлежащими амнистии и освобождению. В то же время, представители сепаратистов настаивают о внесении в списки бывших сотрудников "Беркута", приговоренных к тюремному заключению за преступления во время событий на Майдане, а также участников трагических событий в Одессе 2 мая. Официальный Киев не считает их причастными к конфликту в Донбассе, соответственно причин для их обмена украинская сторона не видит.
Сколько людей в списках?
Наибольшей проблемой на переговорах является то, что стороны не могут договориться, кого именно они готовы обменять. На последней встрече в Минске украинская сторона представила список из 132 человек, находящихся в плену на неподконтрольных Киеву территориях. Представители самопровозглашенных республик в ответ заявили, что готовы выдать только 55 человек из этого списка, содержащихся в "ДНР", и 14 человек - в "ЛНР". При этом имен они не назвали.
Валерия Лутковская, уполномоченная Верховной рады по правам человека, в разговоре с DW объяснила, что именно отсутствие конкретных имен в списках повлияло на ход переговоров. "Я не считаю, что 5 июля переговорный процесс был сорван. Действительно, была очень эмоциональная дискуссия, как быть дальше с людьми, которые находятся в списке на обмен от "ДНР" и "ЛНР", - сообщила омбудсмен Украины. По ее словам, СБУ готова выдать 234 человека. Однако по подсчетам представителей неподконтрольных Киеву территорий, это число должно быть значительно выше. "ДНР" настаивает на выдаче 416 человек, а "ЛНР" - около 400 человек. По словам Лутковской, значительная часть этих людей не хочет возвращаться на занятые сепаратистами территории.
Годы плена
Родственники украинских военнопленных регулярно проводят акции у дипломатических учреждений ЕС и РФ в Киеве, чтобы привлечь внимание к судьбе своих близких, уже годами находящихся в плену у пророссийских сепаратистов. Списки людей, которых готовят к обмену обе стороны конфликта, не являются публичной информацией, поэтому большинство семей заключенных вообще не знает, находятся ли их родные в обменных списках.
Одна из организаторов митингов родственников пленных - Людмила Глондар, сестра украинского военного Сергея Глондара, который уже 2,5 года находится в плену на неподконтрольной части Донбасса. По словам Людмилы, она знает только, что ее брат был в Макеевской колонии в Донецкой области. Последний раз они говорили по телефону больше года назад. Семья Глондара возлагает большие надежды на будущий обмен. "Мы точно не знаем, есть ли он в обменных списках. Но надеемся", - отмечает Людмила Глондар в разговоре с DW. Она считает, что обмен пленными - едва ли не единственный из всех пунктов минских соглашений, который можно выполнить, отделив его от политики.
Среди содержащихся в неволе на неподконтрольных территориях немало и гражданских лиц. Один из них - ученый Игорь Козловский. Известного и за пределами Украины религиоведа полтора года назад задержали "правоохранительные органы ДНР" возле его дома в Донецке. С начала конфликта на востоке Украины он регулярно организовывал "молитвенные встречи за мир и единство Украины". Международная правозащитная организация Amnesty International, которая признала Козловского узником совести, считает, что это и стало одной из причин его задержания. Ученого заподозрили в шпионаже и незаконном хранении оружия. Через год после ареста "военный суд ДНР" приговорил Козловского к 2 годам и 8 месяцам заключения. Сейчас он находится в СИЗО Донецка. По заверениям украинской стороны, Киев настаивает на обмене ученого, однако неизвестно, включен ли он в списки самопровозглашенной "ДНР".
Следующая встреча переговорщиков в Минске, на которой будет обсуждаться вопрос обмена пленными, должна пройти 19 июля 2017 года.