Россия возобновляет производство последнего советского бомбардировщика Ту-160
Производство последнего произведённого в СССР бомбардировщика возобновляется спустя 25 лет после того, как был построен последний самолёт. Серийное производство бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 (по кодификации НАТО – Blackjack) будет возобновлено к 2021 году. Бомбардировщик будет оснащаться как традиционным вооружением, так и ядерными крылатыми ракетами большой дальности для ударов по далеко расположенным целям.
Москва создала стратегический бомбардировщик Ту-160 в 1970-ых годах в качестве ответа на американский B-1, который был первым бомбардировщиком, оборудованным крылом изменяемой стреловидности – для большей эффективности на сверхзвуковых скоростях крылья смещаются назад, а для эффективности на дозвуковых скоростях перемещаются вперёд. Также B-1 стал первым малозаметным бомбардировщиком, у которого было больше шансов на преодоление советских систем ПВО.
Создатели Ту-160 старались скопировать оба аспекта, и в результате самолёт стал очень похож на B-1. Из-за изящных линий продолговатого корпуса и белой окраски лётчики прозвали Ту-160 «Белым лебедем». Несмотря на то, что производство самолёта осуществлялось с 1984 по 1992 годы, было построено лишь 36 бомбардировщиков. После распада СССР Украина унаследовала 19 самолётов, из которых 8 были проданы России, а оставшиеся 11 – утилизированы.
Сегодня в распоряжении Воздушно-космических сил РФ находятся 16 «Белых лебедей», которые используются в качестве бомбардировщиков-носителей ядерного оружия (способны поражать находящиеся в США цели ядерными крылатыми ракетами Х-55) и носителей крылатых ракет с обычным снаряжением. Бомбардировщики принимали участие в первой российской атаке крылатыми ракетами позиций ДАИШ в Сирии в 2015 году.
Несмотря на то, что Россия обновила имеющиеся у неё Ту-160, оснастив их навигационным оборудованием и новыми двигателями, их слишком мало. Поэтому Россия планирует закупить 30-50 обновлённых бомбардировщиков Ту-160М2. Самолёт Ту-160М2 станет носителем крылатых ракет, подобно бомбардировщику B-52, запуская крылатые ракеты Х-555 с обычным снаряжением и дальностью 2000 километров, Х-101 (традиционные) и Х-102 (ядерные) крылатые ракеты дальностью 5500 километров.
Новой возможностью самолёта станет использование управляемого высокоточного оружия. Бомбардировщик Ту-160 не имел возможности использовать бомбы с лазерным наведением и, в отличие американских бомбардировщиков B-1 и B-2, не был модернизирован в последующие годы с целью оснащения высокоточным оружием. Нынешние Ту-160 не могут сбрасывать бомбы с лазерным или ГЛОНАСС-наведением, они используют лишь дорогие крылатые ракеты большой дальности. Тем не менее, у Ту-160М2 появится подобная возможность. Первый Ту-160М2 поднимется в небо в 2018 году, а его серийное производство запланировано на 2021 год.
В связи со всем этим возникает важный вопрос: где российский бомбардировщик ПАК ДА? Весной был создан полноразмерный макет малозаметного бомбардировщика, но он вряд ли пойдёт в серию до того, как прекратится производство Ту-160М2. У России просто не хватит ресурсов для одновременного финансирования двух программ по созданию бомбардировщиков. Тем не менее, новый «Белый лебедь» останется актуальным на протяжении будущих лет.