Как фиктивное отцовство становится пропуском в Германию
МВД ФРГ рассказало о нескольких тысячах случаев, когда приезжие женщины получали вид на жительство, найдя для своих детей фиктивных отцов-немцев. DW - о сути проблемы.
Родившийся в Германии ребенок по закону получает гражданство страны, если немецкий паспорт есть хотя бы у одного из родителей. С недавних пор это правило, судя по всему, стало лазейкой для беременных женщин, приезжающих из Юго-Восточной Азии, Африки или Восточной Европы и желающих получить в ФРГ право на проживание. Схема простая: будущие мамы находят мужчин с немецким паспортом и платят им за то, чтобы те оформили на себя фиктивное отцовство. В результате новорожденный автоматически получает немецкое гражданство, а мама - возможность легально оставаться в Германии.
5 тысяч евро за фиктивное отцовство
Как удалось выяснить журналистам немецкой медиакомпании RBB, женщины чаще всего приезжают в Германию по туристической визе еще во время беременности, а после родов получают статус беженцев. За оформление фиктивного отцовства они платят до 5 тысяч евро. В последние месяцы число таких случаев увеличилось, сообщил официальный представитель прокуратуры Берлина Мартин Штельтнер (Martin Steltner) .
В одной только немецкой столице было выявлено 700 фальсификаций отцовства. "Есть люди, которые оформили на себя отцовство более десяти раз", - отметил Штельтнер. По словам cтатс-секретаря при министре внутренних дел ФРГ Оле Шрёдера (Ole Schröder), эта схема работает по всей Германии, и в масштабах страны количество случаев фиктивной регистрации отцовства "значительно".
"Мнимые отцы делают это с целью заработка, - объяснил Шрёдер. - Это означает, что мы имеем дело с серьезной преступностью". Как рассказала DW пресс-секретарь министерства Аннегрет Корфф (Annegret Korff), число случаев оформления фиктивного отцовства по всей Германии в год измеряется четырехзначным числом. Эти "осторожные оценки" основаны на данных федерального ведомств по делам иностранцев, добавила она. Впрочем, ни в прокуратуре, ни в МВД не поясняют, каким именно образом выявляются случаи фиктивного отцовства.
Один из сомнительных случаев описан в репортаже RBB. 32-летняя Ло из Вьетнама живет в Берлине в общежитии, где помимо нее проживает еще около 70 беременных или недавно родивших соотечественниц. Будучи на восьмом месяце беременности, она оформила отцовство ребенка на 28-летнего Роберта К. При этом маловероятно, что сам молодой человек как-то может быть связан с иностранцами.
На своей странице в Facebook он симпатизирует праворадикальной Национал-демократической партии Германии (НДПГ). Кроме того, берлинец был неоднократно судим за ношение противоречащей конституции символики. На попытки пообщаться, предпринятые журналисткой RBB, позвонившей ему по домофону, Роберт К. ответил угрозами.
Новый закон против фиктивных отцов
Мнимые отцы, как правило, не платят за содержание ребенка, поскольку сами живут на пособие по безработице. В таких случаях заботу о детях берет на себя государство. Однако, оформляя на себя фиктивное отцовство, немцы упускают из виду одно обстоятельство. Если такой отец находит работу и перестает получать пособие, он обязан сам содержать ребенка на протяжении многих лет. В этом случае его расходы окажутся существенно выше той суммы, которую он получил за свою подпись в документах об отцовстве.
На прошлой неделе бундесрат утвердил закон, который позволит быстрее и эффективнее выдворять из страны тех, кому было отказано в предоставлении убежища. В нем говорится в том числе и о том, что оформление фиктивного отцовства с целью получения права на пребывание в Германии является правонарушением. Если ведомство по делам иностранцев обнаружит, что отцовство было зарегистрировано фиктивно, то оно не будет официально признано - а значит, ребенок не имеет права претендовать за немецкое гражданство, а его мать лишается права на пребывание в Германии. Более того, и она, и мнимый отец могут быть привлечены к ответственности за подделку документов или нарушение миграционного законодательства.
Юристы критикуют новые меры
Берлинский адвокат Ода Йенч (Oda Jentsch), член конференции юрисконсультов, которая в сотрудничестве с благотворительными организациями занимается вопросами прав беженцев и претендентов на получение убежища, критиковала новый закон еще до того, как он был принят. Этот закон, полагает Йенч, превращает нотариусов и органы опеки в "орудие ведомств по делам иностранцев".
Это дискредитирует обязанность нотариусов соблюдать конфиденциальность переданной им информации, уверена адвокат. Кроме того, продолжает она, "с конституционно-правовой точки зрения вызывает вопросы тот факт, что дети на необозримое время будут лишены какой-либо определенности относительно их семейной, социальной и гражданской принадлежности".
Представитель министерства внутренних дел Аннегрет Корфф называет новый закон "учитывающим основные права превентивным средством, чтобы не поощрять правонарушения, связанные с предоставлением права на пребывание".
Однако Михаэль Хайм (Michael Heim), юрист по вопросам миграционного права из Бонна, не согласен с такой формулировкой. По его оценке, главным следствием нового закона, который вступит в силу, если его подпишет федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), станет то, что молодые семьи будут в любом случае подвергаться официальной проверке, даже если подозрения в отношении них ничем не подкреплены.