Standard: дешёвый российский газ перевесил для Австрии политические риски
Австрийская нефтяная компания OMV ещё не успела довести до конца свою первую крупную сделку по добыче газа в России, а уже подводит итоги следующего шага, отмечает австрийская газета Der Standard. Купив долю в Южно-Русском месторождении в Сибири за €1,75 млрд концерн повысит свою производительность на 100 тыс. баррелей в день, и, таким образом, четверть его газа будет добываться в России. А если планы главы компании Райнера Зеле сработают, объёмы газа из «кремлёвского царства» благодаря пока ещё незафиксированной на бумаге сделке с «Газпромом» за несколько лет увеличатся до 150 тыс. баррелей.
Стратегия настолько же проста, насколько очевидна, считает автор. Измученная падением цен компания OMV уходит с дорогих месторождений и хочет увеличить производство более дешёвой продукции. Причём этот переход должен произойти в молниеносном темпе, подчёркивает издание. За короткое время пребывания в должности руководителя концерна Зеле, возглавляющий его с июля 2015 года, успел отказаться от деятельности в Северном море и Турции и сверх того, к негодованию социал-демократов, продал миноритарный пакет акций австрийской компании Gas Connect.
Основная часть выручки от продажи акций утекла в Россию, вопреки санкциям Евросоюза, обращает внимание автор статьи. Газ обойдётся более или менее дёшево — многие аналитики считают, что эта сделка несёт в себе значительный политический риск. Особенно серьёзные последствия для OMV может иметь развитие конфликта в дипломатических отношениях между ЕС и Россией, отмечает австрийская газета.
Москве палец в рот не клади — это уже ощутила на себе компания BP, а она побольше австрийской OMV, продолжает Der Standard. Десять лет назад британцев фактически вышвырнули из страны. Зеле на это возражает, что BP сегодня снова в деле и бизнес с Россией идёт активно — компания участвует в проектах «Роснефти» и вместе с российской стороной разрабатывает значительные месторождения. Эта связь тем интереснее, что «Роснефть» развивает бизнес и хочет сломить монополию «Газпрома», подчёркивается в статье.
Однако OMV — не BP, а история необязательно должна повториться. По мнению автора, очевидна зависимость, в которую попадают австрийцы: как на Южно-Русском месторождении, так и в ещё не до конца оформленном соглашении по разработке другого сибирского месторождения австрийская компания выступает в качестве младшего партнёра «Газпрома». При принятии важных решений, в том числе в отношении ценовой политики, российская сторона имеет большее влияние, поясняет Der Standard.
С другой стороны, очевидны и преимущества подобных соглашений для OMV. Затраты на производство на Южно-Русском месторождении составляют $2 за баррель, а это несопоставимо дешевле, чем при производстве на Северном море. Благодаря этому Зеле может понизить расходы и в то же время повысить уровень запасов — и всё это, «не влезая в новые долги», как пояснил сам Зеле журналистам издания.
В итоге самым шатким моментом остаётся политический риск в России, уверяет австрийская газета. Многие в Европе замечают, что Австрия своими сделками даёт России ключ от закрытых дверей. Норвегия, к примеру, совсем не рада тому, что OMV хочет променять её буровые установки на сибирские месторождения. Кроме того, Вена принимает активное участие в проекте «Газпрома» «Северный поток — 2», который должен помочь российскому концерну увеличить импорт газа в Европу. Польша и Прибалтика уже давно противятся этому начинанию, потому что газопровод проходит мимо них. Любезничания Вены с Москвой там воспринимаются не слишком хорошо, отмечает журналист. По его мнению, это в очередной раз показывает: «успешные дела с Россией в Европе всегда имели больше значения, чем цель достичь общей линии действий в отношении Москвы», заключает Der Standard.