Экономические последствия дипломатической изоляции Катара
Рынок нефти взбудоражен новостями о разрыве дипотношений восьми стран с Катаром. Что еще для мировой экономики принесет этот конфликт в Персидском заливе?
С понедельника, 5 июня, Катар политически, дипломатически и экономически изолирован рядом соседей по Ближнему Востоку. Сразу несколько стран Персидского залива закрыли свои границы с эмиратом. Официальная причина санкций - поддержка Дохой терроризма. Впрочем, пока не ясно, как и кому именно она была оказана. По информации газеты The Financial Times, Катар мог заплатить до 1 млрд долларов выкупа за захваченных на юге Ирака во время соколиной охоты членов семьи эмира.
Сразу после объявления санкций в Катаре начались панические закупки жителями продуктов питания и питьевой воды. Небольшая монархия, экономика которой построена на экспорте нефти и газа, на 90 процентов зависит от импорта. На границе Саудовской Аравии и Катара скапливаются грузовики с товарами для эмирата, которые не пропускают дальше.
Прекращение полетов и высылка граждан
Конфликт также коснулся и воздушного сообщения. Такие авиакомпании как Etihad, Emirates, Flydubai и Saudia со вторника прекратили полеты в Доху. Qatar Airways приостановила все полеты в Саудовскую Аравию, Бахрейн, Египет и ОАЭ. В свою очередь Египет объявил, что все его морские порты и аэропорты будут закрыты для катарских кораблей и самолетов.
Аэропорт в Дохе является важным транспортным узлом между Европой и Азией. Qatar Airways теперь сможет летать в Европу через Иран, однако это повлечет дополнительные расходы, считают эксперты. Какие еще последствия будут иметь введенные против Дохи ограничения, еще предстоит выяснить.
Саудовская Аравия также предписала своим гражданам покинуть Катар в течение 14 дней. А катарцам отныне запрещено въезжать в Саудовскую Аравию. Кроме того, Катар исключен из созданного Эр-Риядом военного альянса, который уже два года борется в Йемене против хуситов-ополченцев.
Нефть дешевеет
Кризис вокруг Катара оказывают дестабилизирующее воздействие на нефтяной рынок. Цены на "черное золото" колебались и в понедельник, и во вторник. Баррель нефти сорта Brent дешевел на процент, остановившись в итоге на уровне в 49,5 доллара. Инвесторы и трейдеры опасаются, что политическая напряженность в Персидском заливе похоронит все усилия ОПЕК по ограничению добычи нефти.
Катар добывает в день около 620 тысяч баррелей нефти и является одним из самых незначительных по объему производителей в ОПЕК. "И все же есть весьма реальная опасность, что единство внутри картеля начнет разрушаться из-за этого кризиса", - предупреждает аналитик AxiTraider Грек Маккена.
В свою очередь аналитик нефтяного рынка Оливер Якобс из Petromatrix заявил агентству Reuters, что окончательные последствия кризиса в Персидском заливе для рынка нефти пока неясны. Якобс также считает, что возникшая турбулентность может поставить под вопрос заключенное менее двух недель назад соглашение ОПЕК о сокращении добычи нефти.
Что будет с газом и инвестициями?
После Ирана и России Катар обладает третьими по объему в мире запасами газа, а также является крупнейшим на планете экспортером сжиженного газа (СПГ). Впрочем, пока рано оценивать последствия конфликта для рынка поставок СПГ, считают источники Reuters.
В свою очередь в "Газпроме" отмечают, что, с учетом внушительного объема экспорта газа из Катара, в случае разрастания кризиса последствия могут быть "крайне негативными" и окажут влияние на газовые цены. В то же время это вряд ли заметят в Европе, которая получает СПГ из других источников.
Катар, являющийся абсолютной монархией, превратился в последние годы в одного из крупнейших в мире инвесторов, вложив сыше 300 миллиардов долларов. Например, в Германии, помимо прочего, эмират владеет значительными долями в концерне Volkswagen и Deutsche Bank. И, напротив, для немецких инвесторов Катар является привлекательным местом для капиталовложений.
Так, например, у Дохи запланирован многомиллиардный совместный проект с концерном Deutsche Bahn по строительству железных дорог в стране. Дочка концерна DB International занимается планированием сооружения транспортной системы Катара (350 километров дальнего железнодорожного сообщения и 300 км - пригородного), включающей и метро в столичном регионе. Эксперты считают, что пока рано оценивать, как конфликт в регионе повлияет на эти долгосрочные проекты. Они указывают на то, что схожая дипломатическая ссора соседей с Катаром уже имела место три года назад и закончилась примирением тогда довольно быстро.