5 стран от которых зависит будущее России
В последнее время, на дискуссии в СМИ по поводу противоречивых отношений между Россией и Западом пролито море чернил, и вполне обоснованно. Однако, пока российский президент Владимир Путин играет в геополитику с США и Европой, а также сохраняет сомнительный альянс с Сирией и Ираном, не следует упускать из виду другие страны, которые способны оказать максимальное влияние на будущее самой России. Вот пять таких стран, на которые следует обратить особое внимание.
Китай
Начнем с самого очевидного. Россия надеялась, что ее «восточный разворот» к Китаю восполнит потерянные западные инвестиции и падение объемов внешней торговли после украинского кризиса 2014 года. Экономические санкции, введенные США и Евросоюзом, а также российские ответные санкции обошлись Москве примерно в 1-1,5 процента ВВП только за первый год. МВФ прогнозирует, что в среднесрочной перспективе этот показатель может достичь 9 процентов. И хотя Китай действительно увеличил финансирование российских проектов (общий объем китайских инвестиций в Россию вырос в первом полугодии 2016 года на 172 процента), этого было недостаточно, чтобы компенсировать потери, вызванные западными санкциями в 2016 году. Что еще хуже, Пекин так и не выразил признание российской аннексии Крыма, на что Москва когда-то надеялась.
Однако, дело в том, что хотя Китай подписывает все больше договоров с Россией, он не желает принимать какое-либо участие в ее геополитических играх. Китай с радостью наращивает деловые связи с Россией сейчас, когда русские, не имея особого выбора, вынуждены предоставлять Китаю выгодные условия и цены. Однако, сложившийся глобальный статус-кво вполне устраивал Пекин, и китайское руководство хотело бы, чтобы он сохранялся, впрочем, с некоторыми изменениями. Кроме того, Китай будет по-прежнему соперничать с Россией в борьбе за влияние, особенно в Центральной Азии. Не следует ожидать, что Китай превратится в лучшего друга России в ближайшем будущем. Если это вообще когда-либо произойдет.
Япония
Япония уже много лет является объектом особых интересов России в Азии, отчасти из соображений хеджирования рисков, связанных с Китаем, а отчасти из-за надежды, что японские инвестиции в Россию приведут к проникновению японских технологий, опыта и эффективности в российскую промышленность. Хотя в какой-то мере это действительно произошло, особенно в энергетическом и автомобильном секторах, этот процесс так и не достиг уровня, на который надеялся Кремль.
Когда речь идет о взаимоотношениях между Россией и Японией, наибольшую роль здесь играют история и геополитика. Токио и Москва продолжают оспаривать статус Курил, четырех островов в Тихом океане, которые обе страны считают своими. Россия и Япония до сих пор не сумели подписать мирный договор, который официально завершил бы Вторую мировую войну. Кроме того, Япония оказывается во все более сложной геополитической ситуации: Китай наращивает свое влияние в регионе и «расталкивает всех локтями», в то время как Северная Корея продолжает мутить воду. Россия не в состоянии разрешить ни одну из этих проблем, и американское военное присутствие по-прежнему играет решающую роль в регионе (в самой Японии дислоцировано 54 тысячи американских военнослужащих), несмотря на нынешний хаос в политике США. Таким образом, США остаются для Токио главным союзником. Это еще одна причина, почему Россия хотела бы иметь более тесные связи с Японией.
Саудовская Аравия
В Сирии Россия продемонстрировала, что готова на такие шаги, на которые США все еще не решаются. Это делает Россию важным игроком в регионе, чье влияние является значительно более весомым, чем можно было бы предположить исходя из ее экономической и военной мощи. Россия является 12-й экономикой мира, и хотя она занимает 3-е место по объему военных расходов, по этому показателю США превосходят Россию более чем в 10 раз.
В то время как Саудовская Аравия и Россия находятся по разные стороны в сирийском конфликте, им удалось наладить сотрудничество, чтобы остановить падение цен на нефть, которое произвело разрушительный эффект на экономику обеих стран. Заместитель наследного принца Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман сыграл решающую роль в создании 10-миллиардного партнерства между суверенным фондом королевства Public Investment Fund (PIF) и российским Фондом прямых инвестиций. Кроме того, улучшение отношений с Саудовской Аравией способствует успеху российских усилий по налаживанию взаимодействия с другими странами Персидского залива. Хотя на данный момент Саудовскую Аравию вполне устраивает Дональд Трамп как глава Белого Дома, нет никаких гарантий, что так будет всегда. Следовательно, свобода маневра и наличие вариантов выбора будут только на пользу.
Турция
Турцию и Россию возглавляют два самых колоритных авторитарных лидера в мире, и оба они являются активными игроками в разворачивающейся сирийской драме. В ноябре 2015 года Турция сбила российский бомбардировщик, вошедший в ее воздушное пространство на границе с Сирией. Россия ответила торговыми санкциями, однако довольно быстро отношения нормализовались, когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принес свои извинения. Примерно год спустя в Анкаре бывший офицер турецкой полиции застрелил посла России.
В обычные времена подобные вещи могли бы стать причиной для войны. Но поскольку Эрдоган и его правительство подвергаются критике со стороны Запада, у России и Турции есть дополнительный стимул для сотрудничества. Сейчас две страны стремятся реализовать проект газопровода «Турецкий поток», по которому российский газ будет поступать в Европу. Турция выступает в качестве представителя НАТО в рамках мирных переговоров по Сирии в Астане. И, наконец, Анкара отвергает западную критику по поводу растущего авторитаризма, поддерживая дружбу с Москвой.
В то же время, Эрдоган и Путин не достигли общей позиции относительно роли, которую должен играть президент Башар аль-Асад в будущем Сирии. Кроме того, еще одним источником недоверия будет вопрос о сирийских курдских территориях, весьма болезненно воспринимаемый в Турции.
Венесуэла
Последней стране в этом списке может быть уделено наименьшее внимание. Венесуэла переживает тяжелый кризис, а ее граждане ежедневно выходят на улицы, чтобы выразить протест против правления президента Николаса Мадуры, а также по поводу отсутствия основных продуктов питания и лекарств. Учитывая, что Венесуэла обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти, это можно назвать драматическим крушением одного из бывших центров силы Латинской Америки.
Вот в этом и заключается самое интересное. Венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA, находящейся на грани банкротства, принадлежит американская энергетическая компания Citgo. В декабре PDVSA получила кредит от российской государственной нефтяной компании Роснефть, при этом в качестве обеспечения был представлен 49,9-процентный пакет акций Citgo.
Если PDVSA окажется не в состоянии погасить задолженность, что вполне возможно к концу 2017 года, Россия получит свое обеспечение и для нее окажется легко доступным контрольный пакет акций Citgo. Помимо стратегической игры с целью выгодного приобретения ценных активов, Путину доставляет удовольствие идея обладания одним из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в США, и он может осуществить это свое желание.