ВЦИОМ: выросло доверие россиян к кредитам и банкам
Потребительские настроения граждан с начала года постепенно улучшаются, выросло доверие россиян к кредитам и банкам, сообщается в опросе Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Индексы потребительского и кредитного доверия постепенно укрепляют позиции с начала года. Июньские значения показателей превосходят результаты аналогичных периодов 2015-2016 гг., однако от уровня 2014 г. еще далеки.
Согласно данным последнего опроса, уже более четверти граждан (29%) оценивают нынешнее время как благоприятное для крупных покупок (с 23% в январе с.г.). Более половины (57%), однако, пока настроены скептически. Рассчитываемый показатель потребительского доверия в июне составил 39 п. (год назад – 34 п., два года назад – 33 п.).
В отношении кредитования настроения россиян сегодня также несколько более позитивны, чем год-два назад: соответствующий индекс составляет 26 п. – рост с 21 п. в январе. Однако большинство опрошенных (74%) все же не считает возможным в настоящее время рассматривать вопрос о получении крупных займов, обратного мнения придерживаются 14% респондентов.
Отношение россиян к банкам за год существенно изменилось: если в июне 2016 г. вариант вклада на счет в банке свободных средств считали оптимальным 33% граждан, то в июне 2017 г. – уже 54%.
О том, чтобы забрать деньги из банка говорит почти вдвое меньшее число опрошенных (29%). Более двух третей россиян (68%) ориентированы на сберегательное поведение – они считают необходимым сократить повседневные расходы (с января эта доля практически не меняется, а год назад эта она составляла 61%).
Напротив, быстрее потратить зарплату или пенсию считают целесообразным 24%.
Ситуацию оценивает ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб: "Индексы потребительского и кредитного доверия растут, укрепляется доверие к банкам. Это означает что, несмотря на усталость от кризиса, люди видят позитивные изменения. Вот почему мы считаем, что наблюдаемый в последнее время рост розничного товарооборота носит не конъюнктурный, а системный характер".
Индекс потребительского доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас – хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?» Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений.
Индекс кредитного доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?». Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для взятия кредита.