Минсельхоз меняет стратегию
В госпрограмму развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы могут быть внесены изменения, важнейшим из которых будет снижение расходов на сектор в 1,7 раза. Как пишут «Известия» со ссылкой на собственные источники, ведомство предлагает переориентироваться с развития импортозамещения на развитие экспорта.
Изменения вносятся «в соответствии с федеральным бюджетом и консолидацией субсидий» - то есть фактически параметры, изначально внесенные в программу, ждут корректировки с учетом реально имеющихся средств. Под консолидацией субсидий имеется в виду, что вместо существовавших ранее 54 подпрограмм господдержка теперь распределяется по семи приоритетным. Это молочное и мясное скотоводство, производство зерна, овощей, плодов и ягод, развитие мелиорации и поддержка малых форм хозяйствования (фермерства).
Как следует из пояснительной записки к проекту, до 2020 года расходы на программу будут урезаны в 1,7 раза в сравнении с изначально запланированной суммой. Так, в этом году расходы более чем с 300 млрд рублей сократят до 215,8 млрд рублей. Всего же бюджет программы до 2020 года составит 586,074 млрд рублей вместо 996,2 млрд рублей, предусмотренных в предыдущей версии документа. В результате министерство рассчитывает, что до 2020 года объем экспорта увеличится до 25 млрд долларов в год.
Ситуация действительно экстраординарная, ведь по сути мы говорим о развороте стратегии государства в сфере производства продуктов питания на 180 градусов, комментирует ситуацию аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. С конца 2014 года агросектор в России развивался под флагом импортозамещения на фоне введения продэмбарго в отношении ЕС и стран, присоединившимся к антироссийским санкциям, а так же удорожания импортируемых продуктов на 40%-60%. Но даже без учета специфики последних двух лет сокращение программы субсидирования сельского хозяйства выбивается из общего правила.
Как напоминает эксперт, на сегодняшний день практически все развитые и развивающиеся страны наращивают финансирование агропромышленного сектора. Например, только летом 2016 года ЕС выделил 0,5 млрд евро на поддержку производителей молока, а это капля в море колоссальных вливаний Евросоюза в аграрный сектор только для того, чтобы поддерживать его на плаву. А ведь ЕС, если говорить в целом, а не по отдельным странам, обеспечивает собственный рынок всеми видами продовольственной продукции полностью.
В России ситуация строго обратная - за два года импортозамещения довести самообеспечение продовольствием удалось только по зерновым и мясу птицы (порядка 94% и 90%, соответственно), по плодоовощной продукции, говядине, морепродуктам и даже молоку РФ остается импортером и позитивных подвижек в повышении собственного производства здесь не так много. В случае, если в России внутренне производство начнет падать, цены начнут стремительно расти и могут привести к формированию предпосылок гиперинфляции, поскольку импорт ограничен не столько внешнеполитическими факторами, сколько все еще дешевым рублем.
Таким образом, указывает Кирилл Яковенко, можно сделать только один вывод: либо правительство признает тот факт, что программа импортозамещения оказалась неэффективной и продолжать ее не имеет никакого смысла, либо существуют варианты альтернативных путей стимулирования внутреннего производства. Что это за варианты, в текущих условиях предположить сложно. В отличие от стран ЕС, Россия ограничена в плане экспорта: во-первых, за исключением зерновых, наша страна не экспортирует никакой сельскохозяйственной продукции, да и, страна является импортером по большинству позиций продовольственных товаров, во-вторых, экспортировать по большому счету некому, поскольку опять же если не считать зерновых, Европа не заинтересована в импорте мясной, молочной и плодоовощной продукции, единственным крупным рынком сбыта которых для российских аграриев остается разве что Китай.
За счет чего правительство планирует наращивать экспорт, говорит аналитик, совершенно непонятно, равно как непонятно, как такое может произойти в теории. Производителям, безусловно, выгоднее отправлять свою продукцию на экспорт по мировым ценам и получать валютную выручку, нежели продавать ее на внутреннем рынке за рубли и по ценам ниже мировых, однако, если львиная доля продукции российских аграриев уйдет на экспорт, соразмерно упадет предложение на внутреннем рынке. Восполнить этот объем за счет дешевого импорта, как это было до 2014 года не выйдет - не позволит все еще дешевый рубль, а это чревато ростам потребительских цен и разгоном инфляции уже в этом году значительно выше целевых 4%. Это, согласитесь, не отвечает интересам, ни потребителя, ни государства. Очень хочется верить в то, что сокращение объемов субсидирования аграриев до 2020 года либо является «страшилкой», либо правительство предложит некие альтернативные методы поддержки сельскохозяйственного сектора.
И все же переориентация стратегии с импортозамещения на экспорт позволит поднять рентабельность сельхозпроизводителей, так как государственные субсидии привели к перепроизводству по отдельным продуктовым категориям, полагает директор Центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелов. Избыток предложения сельхозпродукции на внутреннем рынке привел к падению цен внутри страны, например, запасы зерна достигли рекордных 45 млн тонн, из-за чего цены на оптовом рынке уже упали на 10-15 %.
Фактически государственные субсидии поддерживают сейчас уже не российское сельское хозяйство, а низкую цену на зерно для стран экспортеров российской продукции, считает эксперт. Оптимизация бюджетных расходов приводит к еще большему снижению покупательной способности российского населения, а это значит, что на российском рынке потребность увеличиваться не будет, и необходимо организовывать сбыт за пределами России. Поддержка экспорта сельхозпродукции, предусмотренная в новой стратегии, должна обеспечить выход на новые рынки сбыта, что даст аграриям возможность наращивать производство при сохранении нормативов рентабельности.
Фактором успеха реализации измененной стратегии является правильный выбор сельскохозяйственной продукции для экспорта на мировой рынок, с целевой поддержкой именно тех производителей, которые выращивают продукт для реализации на внешних рынках, считает Андрей Коптелов. Выборочный подход к поддержке экспортно-ориентированных производителей может дать шанс на поддержку новых областей в сельском хозяйстве, а также развитию логистической составляющей для снятия существующих ограничений.