Замерзающая Европа подталкивает Киев к закупке российского газа

15:44 20.01.2017
0 1227
Замерзающая Европа подталкивает Киев к закупке российского газа

По словам вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича, Россия и Украина обсуждают юридические аспекты поставок газа, тогда как сама Украина уже готова покупать российский газ – для этого у нее есть все ресурсы. Однако ранее – по итогам переговоров в Брюсселе в декабре 2016 года, глава «Нафтогаза» заявил, что договоренности достичь не удалось.

«Мы находимся в частном и хорошем контакте с обеими — российской и украинской — сторонами. Я говорил с министром несколько раз, мы теперь обмениваемся письмами, мы также находимся в частном контакте по телефону», — отметил Марош Шефчович. «Положительная вещь в том, что Украина готова покупать и имеет адекватные финансовые средства для этого», — добавил он.

Стоит напомнить, что Украина отказалась от закупки газа в России в ноябре 2015 года. Российский газ заменили поставки из Европы, хотя, как признавали в «Нафтогазе», они обходятся стране дороже.

У поставок газа на Украину есть два важных аспекта, отмечает управляющий партнер Heads Consulting Александр Базыкин. Первый связан с перспективами их возобновления уже в текущем году при условии достижения сторонами компромисса относительно стоимости поставляемых энергоресурсов и возможности отмены правила «бери или плати», являющегося основополагающим положением действующего договора и по сути ключевым фактором формирования колоссальных исковых требований к украинской стороне на сумму свыше 37 млрд долларов.

При этом, по словам эксперта, несмотря на достаточно тесную взаимосвязь этих двух аспектов отношений Нафтогаза и Газпрома, ситуация вокруг каждого из них будет развиваться независимо. Дело в том, что сейчас и Россия, и Украина, и ЕС заинтересованы в возобновлении прямых поставок голубого топлива Нафтогазу. Но для ЕС и Украины условия действующего договора остаются неприемлемыми именно в силу фиксации объемов поставок и наличия закрепленного обязательства получателя оплачивать не выбранный газ. России в условиях снижения стоимости энергоносителей и маржинальности нефтегазового бизнеса возвращение одного из крупнейших европейских рынков сбыта также стратегически необходимо. В теории Газпром мог бы пойти на уступки и, в частности, согласиться на исключение из договора правила «бери или плати», но у такого решения могут возникнуть катастрофические по своим масштабам последствия.

Дело в том, рассказывает Александр Базыкин, что принцип «бери или плати» содержится в абсолютном большинстве действующих контрактов на поставку газа, заключенных российской компанией и получатели крайне неохотно оплачивают невыбранные объемы, зачастую это приводит к разбирательствам в зале суда, но европейские суды до сих пор занимают сторону Газпрома по общему для западной системы права принципу pacta sunt servanda. Проще говоря, если в договоре прописано правило, согласно которому за невыбранный газ необходимо платить, за него необходимо платить. В общем именно этот принцип и практика его применения по договорам Газпрома, является залогом победы в Стокгольмском арбитраже.

Однако в случае, если Газпром пересмотрит положения действующего до 2019 года контракта с Нафтогазом и откажется от принципа «бери или плати», то это создаст совершенно ненужный российской компании прецедент, и пересмотра договоров уже с другими странами. Это Газпрому с учетом достаточно негативной конъюнктуры рынка, не нужно вовсе. Но даже если Еврокомиссии удастся добиться от Газпрома отказа от пресловутого требования по контракту, скорее всего, такое решение не будет ретроактивным, то есть отказ не будет распространяться на предшествовавшие периоды, в том числе на 2016 год, в котором Украина российский газ покупала через реверс, но по договору с российским поставщиком должна ему 5,3 млрд долларов.

Незыблемость ранее сформированных к Украине и Нафтогазу требований, в том числе рассматриваемых в Стокгольмском арбитраже, является стратегически важным уже не столько для Газпрома, заключает Александр Базыкин, сколько для российской стороны в целом, поскольку без преувеличения колоссальный газовый долг является наиболее эффективным доводом при выстраивании отношений с Киевом.

Но, в целом, стороны вряд ли смогут договориться на взаимовыгодных условиях, полагает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Это обусловлено большим количеством взаимных исков по спорам по газовым контрактам еще от 2009 года, а также исками Украины к Газпрому за антимонопольное нарушение на его рынке, и иском Газпрома к Украине за невыбранный газ по условию take-or-pay. Иными словами Украина не будет покупать российское топливо пока Газпром не откажется от своих претензий и не предоставит ей существенную скидку, исключив обязательное правило по take-or-pay, а Газпром, учитывая все обстоятельства и острые политические разногласия между двумя странами, разумеется, не отступится от своих принципов по долговым притязаниям к Нафтогазу.

В Нафтогазе на днях так и заявили – что пока Газпром не выполнит требования Украинской стороны, закупать газ у соседа никто не собирается даже несмотря на то, что Еврокомиссия все рисует в радужных красках. Между тем, говорит эксперт, действительно, сложно не задаться вопросом, почему же тогда вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу говорит о том, что стороны якобы идут по пути заключения соглашения.

По мнению Кирилла Яковенко, Еврокомиссия действительно пытается добиться заключения дополнительных соглашений между Украиной и Россией и это, прежде всего, она делает, ради собственного же спокойствия ведь холодная зима продолжается, а количество газовых запасов в Украинских ПХГ скоро достигнет критического уровня (на январь по прогнозам ожидалось 13,2 млрд куб м) и отбор газа внутри Украины может негативно сказаться на транзите в ЕС.

Учитывая, что решение европейского суда наложило вето на решение Еврокомиссии по использованию Газпромом дополнительных мощностей газопровода Opal, а Северный Поток-1 впервые в этом месяце вышел на полную загрузку, и при дальнейшем росте спроса на газ со стороны европейских потребителей, который бьет в этом январе все рекорды, можно прогнозировать, что может образоваться ситуация, когда возникнет сложность обеспечения бесперебойного транзита. Более того в случае отсутствия договоренностей между Украиной и РФ по возобновлению поставок газа, Украина будет искать газ в Европе, а местные поставщики будут вынужден продавать его ей с большой наценкой, а могут и вовсе отказать так как «самим может не хватать».

Иными словами, полагает Кирилл Яковенко, Европейская сторона пытается решить проблему, чтобы договориться «на берегу», но это вряд ли удастся осуществить так как, по сути, Газпром малозаинтересован в таком покупателе и ему нет особой необходимости идти на компромисс – свои рекорды по поставкам газа он в любом случае выполнит – вопрос только в обеспечении транзита и в его технических возможностях. Можем предположить, что европейский энергосоюз будет пытаться довести стороны до компромисса, но учитывая сложность взаимных претензий – он вряд ли будет достигнут.

Между тем речь идет о небольшом объеме поставок топлива – недостает Украине всего от 1,5 до 4 млрд куб м газа, при этом на переговорах в Брюсселе в декабре подчеркивалось, что цена на этот газ даже ниже чем торгуется топливо на спотовых европейских площадках – с учетом транспорта Киев мог бы договорится о цене порядка 186 долл за 1 куб м. Между тем такая цена вряд ли будет предложена и сегодня: учитывая пик спроса, она уже может достигать 200-210 долл что уже не так порадует Украину. Между тем средства на приобретение газа у страны есть, это более чем 700 млн долл предоставленных стране в качестве международной помощи. Однако все равно сложно сказать, куда они в итоге уйдут – в Европу за тот же самый российский газ или напрямую Газпрому, заключает Яковенко.


Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса