Мы обустроим Крым
Воссоединение Крыма с Россией — событие исторического масштаба, которое радикально изменило политический, экономический и идеологический вектор развития страны. Прошедшие три года лишь подчеркнули нерушимость базовых тезисов.
Крым вошел в состав России окончательно и бесповоротно. Судьба полуострова не является предметом какого бы то ни было геополитического торга, она не связана ни с войной в Донбассе, ни с санкциями, ни с гипотетической сделкой с новой вашингтонской администрацией. Три года спустя российский статус Крыма очевиден для всех наших партнеров за рубежом.
Добровольное решение жителей Крыма и Севастополя войти в состав России — вневременной фактор, оно не было спонтанной реакцией на украинский Майдан. Судя по опросам, показатели референдума трехлетней давности могут быть повторены на любом новом голосовании по этому вопросу. Никакие проблемы переходного периода не повлияли на мнение жителей полуострова.
Несмотря на непростую ситуацию в экономике страны, санкции, внешнее давление и слабость крымских элит, Россия справилась с интеграцией Крыма и Севастополя, причем сделала это в кратчайшие сроки. Мы существенно продвинулись в решении задачи обеспечения полуострова электроэнергией и водой, провалились надежды Украины и на транспортную блокаду региона. Монументальный Керченский мост станет рукотворным памятником состоятельности российского государства и поставит финальный шов на объединенное территориальное пространство.
Активное подтягивание Крыма, застрявшего в украинский период по уровню развития инфраструктуры в позднем СССР, — важнейший приоритет России не на словах, а на деле. Принятая еще в августе 2014 года крымская ФЦП предполагает инвестиции в развитии полуострова в размере 707 млрд рублей до 2020 года — порядка 117 млрд в среднем за год. Это почти в точности соответствует доходам консолидированного бюджета Республики Крым в 2016 году. Таким образом, страна ежегодно вкладывает в Крым ежегодно его «второй бюджет».
Инвестиции, очевидно, оправданны. Привести национальную курортную жемчужину в современный вид и обеспечить жителей полуострова достойными условиями жизни и собственного развития — дело чести государства, вернувшего этот регион в свое историческое лоно.
Нельзя сбрасывать со счетов и колоссальный мультипликативный эффект большой крымской инфраструктурной стройки, по масштабам в несколько раз превосходящей вложения в олимпийский кластер в Сочи. Десятки тысяч новых рабочих мест, миллиарды рублей заказов и подрядов смежникам на Юге России и далеко за его пределами, налоги, ни с чем не сравнимое ощущение драйва и развития.
Уже сейчас Крым почти достиг мощности туристического потока 2013 года, при этом качество приезжих заметно выросло. Это уже не примитивный дешевый отдых, крымский турист становится все более требовательным. После пуска в строй Керченского моста и завершения реконструкции внутрикрымских автомобильных и железных дорог наплыв отдыхающих на полуостров, как ожидается, побьет советские рекорды, превысив восемь миллионов человек в год.
Единственной фундаментальной проблемой, связанной с Крымом, остается то, что под угрозой санкций США и ЕС разворачивать деятельность в этом регионе опасается не только иностранный, но и российский бизнес. Крупнейшие федеральные розничные сети, тройка национальных сотовых мейджоров, все крупнейшие коммерческие банки, включая государственные Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк, избегают Крыма.
Непосредственные бизнес-мотивы такой «самоцензуры» очевидны: эти компании широко представлены на зарубежных рынках, многие имеют иностранных акционеров, котируются в том числе на иностранных биржах. Введение санкций за выход в Крым приведет к неминуемым краткосрочным потерям.
Но все же есть вещи дороже денег. Отказ крупнейших российских компаний и банков от работы в Крыму есть не что иное, как их неявное признание несуверенного статуса этого региона. Тем самым они фактически присоединяются к западным санкциям против России. Национальные компании должны не стыдиться, а гордиться работой в Крыму.