Законодатель намерен «положить зубы» иностранных производителей на русскую полку
Вновь закипела работа вокруг законопроекта о том, чтобы обязать ритейлеров предлагать покупателям товары из РФ в первоочередном порядке. На благое, казалось бы, начинание эксперты смотрят более или менее скептически.
Коллаж: Тамара ЛаринаSorry, подвинься
В Госдуме подготовили новую версию законопроекта о так называемой российской полке для непродовольственных товаров, сообщили «Известия». Депутат «Единой России» Татьяна Буцкая, которая является автором законопроекта, предлагает обязать магазины выставлять в первую очередь российские товары для улучшения их продаж. Предложение, кроме обычных магазинов, распространяется и на площадки в интернете.
Сообщается, что документ был разработан при поддержке Минпромторга. Он уже направлен на согласование в правительство. Задача видится в том, чтобы «подвинуть» иностранные товары на полке, дабы чтобы отечественные производители получили толчок для развития.
Интернет-магазины и агрегаторы, в случае принятия законопроекта, должны будут «обеспечить, безусловно, первоочередное размещение предложений» о продаже именно российских товаров. Долю такой, приоритетной отечественной продукции уточняет Минпромторг, но она должна быть не более 50% (или 50 «первых карточек товаров»). Исполнение правил возлагается на Роспотребнадзор.
Сообщается также, что источник в правительстве заявил газете о важности установления перечня или «хотя бы критериев товаров, на которые будет распространяться новое требование о "российской полке». Иначе, по его словам, неверная трактовка норм законопроекта может помешать работе маркетплейсов, что снизит доступность товаров в целом для потребителей.
По сведениям газеты, правительство направило переданный из Думы законопроект для подготовки официального заключения в Министерство промышленности и торговли. А Минэкономразвития и ФАС уже подготовили свои отзывы, они также ушли в Минпромторг.
Если такой закон будет принят, его нормы вступят в силу 1 марта 2024 года.
Наш потребитель выбирать любитель
Закон о «российской полке» нацелен на поддержку российских брендов, полагает CEO коммуникационного агентства, маркетолог, эксперт по бизнес-процессам и систематизации продаж компании Media Trend Диана Ахметзянова. После того как импортные производители покинули наш рынок, бизнесменами были предприняты попытки параллельного импорта, для восполнения дефицита на полках.
Но начали набирать обороты российские производители, и для них «серый импорт» был явным препятствием для обоснования на рынке. Новый законопроект выступает для российских производителей вспомогательным фактором.
А вот что касается потребителей, то с их точки зрения такая мера будет восприниматься, скорее, как отсутствие выбора, уверена эксперт. «Соотечественники привыкли к импорту и в любом случае, будут пользоваться лазейками для потребления привычных продуктов. Потребитель всегда хочет иметь выбор и потому, лишать полки импортных производителей — не самая лучшая попытка для прививания культуры потребления отечественных товаров», — полагает Диана Ахметзянова.
«Лично я всегда считаю, что если есть та или иная проблема, то не надо перекладывать на правительство бремя разработки соответствующих изменений в законодательство, — заявил в интервью «Эксперту» зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. — Говорю об этом как один из участников процесса разработки закона о торговле, причем мне повезло быть его разработчиком и со стороны правительства, и оценивать предложения депутатов со стороны крупного федерального бизнеса».
И каждый раз, когда заходит речь о поправках законной торговли, очень важно занять профессиональную экономическую позицию, уверен Станислав Наумов. По его мнению, при принятии управленческих решений и законодательных актов нужно руководствоваться современными экономическими реалиями. «Если речь идет о полке, то эта полка может быть и полкой гипермаркета, и полкой магазина “Океан” позднего социализма 80-х годов, где кроме морской капусты, по-моему, ничего из океана то и не было».
Поэтому, уверен депутат, необходимо в первую очередь оценивать позицию самих цифровых платформ и ритейлеров в этом отношении. Такого рода обсуждения, по его словам, они важны с точки зрения необходимости уточнить, что нужно отечественному производителю непродовольственных товаров. А ему нужна ситуация конкурентоспособности, в том числе по затратам на продвижение своей продукции.
При этом, поддерживая нашего производителя, надо понимать, что зарубежные конкуренты, тоже разные. Среди них есть и транснациональные корпорации, и быстрорастущие корпорации на развивающихся рынках. Соответственно условия конкуренции тоже разные, факторы конкурентоспособности где-то больше связаны с рекламой, где-то больше связаны с качеством, а где-то — с ценовыми факторами, с разного рода распродажами в том числе.
Как считает Станислав Наумов, «в законе, регулирующем деятельность тех же цифровых платформ, нужно четко прописать правила их работы и поддержки, потому что они являются частью экономики, и их убыточность также будет негативно отражаться на работе ритейла, и мы отстанем от экономического развития».
Магазины не должны ничего навязывать, уверен сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. По его мнению, они, в первую очередь, должны предоставить потребителю выбор. «Инициативу вижу не только нецелесообразной, но и вредной для всех и в первую очередь для российских производителей. Протекционизм, на мой взгляд, весьма опасен в любой сфере, особенно в сфере продовольственных товаров, так как нивелирует конкурентную среду и резко снижает качество товара», — говорит эксперт.
Не нужно представлять себе российского потребителя, плохо разбирающимся в качестве товара, добавляет Николай Переславский. Что же касается ценовой конкуренции, то и здесь нет ничего хорошего: монополизм, не способствует снижению цен. Так, полагает аналитик, производителей не следует расслаблять первенством на «первой полке». Для их стимулирования, заключает он, стоит создавать условия, в том числе и налоговые, для организации новых производств и развитие здоровой конкуренции.
Источник